THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

в старшей группе

на тему: «Рыбы»

Составила воспитатель:

Слёзка Е. А

2017г.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Рыбы»

Цель: Закрепить представления детей о рыбах.

Задачи Образовательные: Продолжать учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах)

Совершенствовать навыки словообразования от слова рыба.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Развивающие: Развивать речь, внимание, мышление, ориентировку в пространстве.

У чить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитательные Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Оборудование: предметные картинки рыб.

Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, Плоскостные рыбки, цветные карандаши.
Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».

Ход занятия

Вос-ль: Ребята посмотрите, кого я вам принесла, показывает детям миску с рыбками. Кто это?
Воспитатель выясняет, что дети знают о рыбках: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Вос-ль:
Где водятся рыбы?
Дети:
В воде.
Вос-ль:
Чем покрыто тело рыб?
Дети:
Чешуей.
Вос-ль:
Чем дышат рыбы?
Дети:
Жабрами.
Вос-ль:
Что рыбы делают в воде?

Дети передают друг другу миску с рыбкой.
Дети:
Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
Вос-ль:
Какие рыбы?
Дети:
Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Вос-ль:
Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!

Дети садятся на стулья.
Вос-ль:
Как назовем маленькую рыбу?
Дети:
Рыбка.
Вос-ль:
Назовите рыбу ласково.
Дети:
Рыбонька, рыбочка
Вос-ль:

Дети:
Рыбина.
Вос-ль:

Дети:

Вос-ль:
Куда пошел рыбак?
Дети:
На рыбалку.
Вос-ль:
Что он делает на рыбалке?
Дети:
Рыбачит.
Вос-ль:

Дети:
Рыболовный.
Вос-ль:
Как называется суп из рыбы?
Дети:
Рыбный.
Вос-ль:

Физминутка:

Рыбка плавает в водице, Д ети показывают туловищем и руками, как

Рыбке весело играть. плавают рыбки

Рыбка, рыбка, озорница Дети грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать Дети вытягивают руки и хлопают ладонями.

Рыбка спинку изогнула, Дети наклоняются вперед, спину выгибают.

Крошку хлебную взяла. «выныривают» за крошкой
Рыбка хвостиком махнула, Снова «плывут».

Рыбка быстро уплыла
Дети садятся на стулья.

Игра «Путаница»

Детям предлагаются перепутанные картинки с изображением рыб.

Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)

Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)

Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются речные, озерные, пресноводные (дети находят картинки таких рыб, выкладывают их на стол).

Рыбы, которые живут в морях, называются морские (дети находят картинки таких рыб, выкладывают их на стол).

Закончи предложение и покажи:

Наш дом находится на берегу…(реки, озера)

Дети разводят руки в стороны и поворачиваются вокруг себя;

В реке водилось много…(рыб)

За рекой виднелся…(берег)

Дети проводят руками справа налево;

Мы часто с братом ловили…(рыбу)

Дети изображают плавающих рыб;

Разные рыбы водились в…(воде)

Дети изображают как плывут;

Наловим…(рыбу) и сварим…(уху)

Дети изображают, как едят.

Игра «Назови ласково».

Рыба - …

Икра - …

Сом - …

Река - …

Сельдь - …

Хвост - …

Вода - …

Окунь - …

Плавник-…

Щука-…

Карась-…

Сазан-…

Плотва-…

Игра «Поймай рыбку».

Вос-ль: Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети считают рыбок на экране по желанию).

Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого.

1 ребенок. У меня две рыбки.

2 ребенок. У меня одна рыбка.

3 ребенок. У меня четыре рыбки.

4 ребенок. У меня пять рыбок.

5 ребенок. А у меня три рыбки.

Вос-ль: Молодцы! Вот как много рыбы поймали.

7. Пальчиковая гимнастика.

Жил да был один налим, Сложенными вместе ладонями дети изображают как плывет рыбка

Два ерша дружили с ним. Плавные движения ладонями, расположенными параллельно.

Прилетали к ним три утки Ритмичные взмахи сложенными накрест ладонями.

По четыре раза в сутки

Раз, два, три, четыре, пять. Загибание пальцев, начиная с больших, на обеих руках.

Игра «Представь, что ты… »

Изобразите жадную старуху.

Вос-ль:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 оздоровительной направленности»

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

компенсирующей направленности

на тему: «Рыбы»

Составила воспитатель:

Слёзка Е. А

2017г.

Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
Вос-ль:
Как назовем маленькую рыбу?
Дети:
Рыбка.
Вос-ль:
Назовите рыбу ласково.
Дети:
Рыбонька, рыбочка
Вос-ль:
А как мы назовем большую рыбу?
Дети:
Рыбина.
Вос-ль:
Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети:
Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
Вос-ль:
Куда пошел рыбак?
Дети:
На рыбалку.
Вос-ль:
Что он делает на рыбалке?
Дети:
Рыбачит.
Вос-ль:
Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети:
Рыболовный.
Вос-ль:
Как называется суп из рыбы?
Дети:
Рыбный.
Вос-ль:
Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

Игра «Представь, что ты… »

Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».

Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)

Изобразите жадную старуху.

А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?

А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?

Индивидуальная работа за столами.

Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)


Занятие по развитию речи во второй младшей группе

План-конспект занятия по развитию речи «Аквариумные рыбки»

Подготовила и провела воспитатель логопедической группы
старшего дошкольного возраста: Тимирева Людмила Валерьевна

Цели

Коррекционные:

  • расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;
  • совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.) ;
  • развитие связной речи;
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;
  • развитие наблюдательности, мышления;
  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • активизация познавательной деятельности:

Образовательные:

  • согласование прилагательных с существительными;
  • образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • закрепление падежных окончаний и формирование предложно - падежных конструкций.

Воспитательные:

  • повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;
  • воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Ход занятия

1. Организационный момент.

{Загадывание детям загадки.}

Воспитатель:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный, он стеклянный

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.

Дети: Аквариум.

Воспитатель: Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать что это?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отгадайте еще одну загадку:

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта непростая,

Рыбка эта...

Дети: Золотая.

Воспитатель: Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

Дети: А. С. Пушкин.

Воспитатель: А где жила золотая рыбка в сказке?

Дети: В море - океане.

Воспитатель: Правильно. Ну раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас.

2. Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа.

{Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.}

Воспитатель показывает картину, на которой изображена золотая рыбка в аквариуме и позволяет детям 20 - 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Воспитатель: Что делает золотая рыбка?

Дети: Она плавает.

Воспитатель: Она плавает в аквариуме. Так называется её дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая сидит на листочке.

Дети: Она больше улитки. Она большая.

Воспитатель: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Дети: Она очень красивая, сказочная.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Дети: Чтобы плавать.

Воспитатель: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

Воспитатель: А чем питается золотая рыбка?

Дети: Она питается кормом.

Воспитатель: Правильно её кормит человек сухим кормом, а сейчас давайте немного отдохнём и вспомним наше упражнение «Рыбка».

3. Физкультурная минутка «Рыбка» (Нищева) .

{Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.}

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело гулять.

(Соединяют поочередно пальчики от, указательного до мизинца и обратно)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Погрозить указательным пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(Закручивают руками вперед - назад)

Рыбка спинку изогнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Крошку хлебную взяла.

(Показать руками хватательные упражнения)

Рыбка хвостиком махнула,

(Приседают, крутя туловищем)

Очень быстро уплыла.

4. Игра с мячом «Назови ласково».

{Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) . Развитие ловкости.}

Воспитатель приглашает встать на ковёр.

Воспитатель: Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.

5. Игра «Аквариум».

{Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.}

Воспитатель приглашает детей к макету аквариума, на котором закреплены плоскостные изображения рыб.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?

Дети: Выполняют задание и отвечают на вопросы.

Воспитатель: А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.

Дети: Выполняют задание.

Воспитатель: А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево) . Которые плавают вверху аквариума и на самом дне?

Дети: Отвечают на вопросы.

6. Игра «Четвертый лишний».

{Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.}

Воспитатель помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на её место подходящую картинку.

7. Артикуляционная гимнастика.

{Развитие артикуляционной моторики.}

Дети садятся перед зеркалом, воспитатель следит за правильной посадкой детей.

Воспитатель: Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 - 6 раз) .

8. Разрезные картинки «Аквариумные рыбки».

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Воспитатель раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок.

Воспитатель: А теперь «разберите» картинки, перемешайте их, а затем снова сложите изображения.

Дети выполняют задание

9. Окончание занятия.

{Оценка работы детей.}

Воспитатель: С кем вы познакомились сегодня?

Дети: С золотой рыбкой.

Воспитатель: Какая она?

Дети: Красивая, золотая, проворная, небольшая.

Воспитатель: Где она живет?

Дети: В аквариуме.

Воспитатель: Что она делает?

Дети: Она плавает в аквариуме и радует нас.

Воспитатель: Чем её можно кормить?

Дети: Сухим кормом.

Воспитатель: Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорит. Вы молодцы.

Программное содержание: расширять знания детей о рыбах, продолжать знакомство с ними, закреплять умение классифицировать их, развивать мышление и память, пополнять словарный запас детей, учить ухаживать за аквариумными рыбками.

Предварительная работа: рассмотреть картинки с изображением различных рыб, провести беседу о среде их обитания

Демонстрационный материал: три макета, наборы разрезных картинок с изображением рыб, «Книга друзей природы», золотая рыбка, коврографы на каждого ребёнка, доклады детей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла.

Дети: Это «Книга друзей природы».

Воспитатель: А вы помните, что это за книга?

Дети: В ней у нас фотографии наших друзей-животных.

Воспитатель: Давайте вспомним с кем мы подружились.

Дети: Мы подружились с белкой и бельчонком.

Мы дружим с лосем и лосёнком.

Наши друзья заяц и зайчонок.

Здесь волк и волчонок.

Мы подружились с бобром и бобрёнком.

В этой книге лиса и лисёнок.

Воспитатель: И вот в нашей книге появилась новая запись. Это загадка. Если мы её отгадаем, то к нам в гости придёт новый друг. Слушайте:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Дети: Рыбы.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Одежда из «монеток» - это чешуя, ей покрыто туловище рыбы.

Воспитатель: Закройте глаза.

Звучит музыка.

Воспитатель вносит аквариум с рыбкой.

Воспитатель: Откройте глаза и поморгайте.

А вот и наш гость! Посмотрите внимательно на рыбку и скажите, чем она отличается от других зверей?

Дети: Туловище рыбы покрыто чешуёй.

У рыбы есть плавники.

Рыба дышит жабрами.

Золотая рыбка: Я из сказки приплыла,

Там царицею была.

Я ведь рыбка непростая,

Я ведь рыбка золотая.

Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы меня узнали! Да, я настоящая Золотая рыбка. Я живу в аквариуме. У меня есть много друзей. Садитесь поудобнее, я сейчас вас с ними познакомлю.

Демонстрируется фильм

Золотая рыбка: Вот вы и познакомились с моими друзьями. Интересно, а рыбы живут только в аквариуме? Ребята, вы что-нибудь об этом знаете?

Воспитатель: Да, рыбка мы с ребятами много читали о рыбах. А Саша с мамой приготовили нам интересный доклад.

Воспитатель: Спасибо, Саша очень интересный рассказ.

Воспитатель: А теперь нам нужно немного отдохнуть. Вставайте в круг.

Физкультминутка

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает

Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет,

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, а рыбка приготовила вам интересное задание. Для его выполнения вам нужно разделиться на 2 команды по 5 человек.

Дети самостоятельно делятся на 2 команды.

Воспитатель: Каждая команда получает по два конверта. В одном находятся картинки с надписями, а в другом картинки и надписи отдельно. Вы должны подобрать парную картинку и надпись к ней. Выполняйте задание.

Звучит музыка. Дети работают.

Воспитатель: А теперь команды поменяйтесь местами и проверьте друг друга. Все справились с заданием? Выберите картинку с изображением рыбы. Ира и Аня уберите коврики.

Воспитатель: А сейчас подойдите к макетам мест обитания рыб. Макеты чего вы видите?

Дети: Это макеты реки, моря и аквариума.

Воспитатель: Вам нужно сказать, как называется, выбранная вами рыба, где обитает и поселить рыбу в подходящий водоём.

Ребёнок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.

Ребёнок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.

Ребёнок: Я выбрал акулу. Она живёт в море. Это морская рыба.

Ребёнок: Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю

Её в море.

Ребёнок: У меня - гуппи. Она живёт в аквариуме, потому что это аквариумная рыбка.

Ребёнок: Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. А сейчас проходите и занимайте места на стульчиках. (Садятся)

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?

Дети: К живой.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются

Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим рыб?

Дети: К живой.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.

Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.

Воспитатель: А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы.

Дети по - очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб.

Воспитатель: Золотая рыбка приготовила нам ещё задание, а чтобы его выполнить надо подготовить пальчики. Подходите ко мне.

Дети встают в круг.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке,

Лежало большое бревно на песке,

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Плывите скорее, чтоб не проглотил».

Воспитатель: теперь вы готовы выполнить следующее задание. Подходите к столам. Сейчас нам нужен конверт с синим квадратом. Даша это задание будет выполнять у доски. Возьмите конверт. Достаньте рыб и положите слева от себя. Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?

Долго играли весёлые рыбки в аквариуме. Красная рыбка заплыла в правый верхний угол, зелёная – в левый нижний, жёлтая – в левый верхний, синяя – в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину.

Воспитатель: Успели? А теперь давайте проверим все ли правильно справились с заданием. Самопроверка.

Воспитатель: А сейчас вы должны рассказать, где находится рыбка и из каких геометрических фигур она состоит.

Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Наведите порядок на рабочих местах и подойдите к стульчикам. (Садятся).

Золотая рыбка: Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за аквариумными рыбками?

Воспитатель: Нам об этом расскажет Оля. Она с родителями подготовила доклад.

Золотая рыбка: Спасибо, дети! Я вижу, что вы много знаете о рыбах, умеете за ними ухаживать. Я с удовольствием буду с вами дружить. А вот вам на память моя фотография.

Воспитатель: Давайте поместим Золотую рыбку в нашу «Книгу друзей природы» и оставим жить у себя в аквариуме.

Воспитатель: Какой же новый друг, ребята, у нас появился?

Речевое развитие

Воспитатель Резаева И.А.

Лексическая тема « Аквариумные и пресноводные рыбы»

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений об аквариумных рыбах, формирование представлений о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы» (животное, рыба, река, пруд, озеро, водоем, аквариум, малек, икра, охота, хищник, меченосец, гуппи, скалярия, гурами, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель.

туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры; прозрачный, хищный, зубастый, длинный, блестящий, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, обогащение речи словами-антонимами). Совершенствование навыков звукового анализа. Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.

Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Картина «Пресноводные рыбы» (Живая природа. Вмире животных. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), книжка-раскраска «Пресноводные рыбы» (Нищева П. В. Пресноводные рыбы. Книжка-раскраска.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.), контейнер с карандашами, плоскостные изображение пресноводных рыб, мяч.

Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями аквариумных и пресноводных рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Развитие ручной моторики, координации движений.]

В-ль. Садитесь, берите в руки удочки и начинайте ловить рыбу. Старайтесь не мешать друг другу. Улов складывайте в ведерки.

Дети играют.

В-ль. Положите удочки, сосчитайте, по сколько рыбок у вас в ведерках.

1 -й ребенок. У меня две рыбки.

2 -й ребенок. У меня одна рыбка.

3-й ребенок. У меня четыре рыбки.

4-й ребенок. Ау меня пять рыбок.

В-ль. Молодцы! Вот как много рыбы поймали. Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в аквариумах и водоемах: реках, озерах, прудах.

2. Рассматривание картины «Пресноводные рыбы», беседа по ней. [Формирование представлений о пресноводных рыбах, расширение словаря по теме «Пресноводные рыбы», обогащение речи словами-антонимами. Развитие диалогической речи.]

В-ль. В прошлом году мы с вами познакомились с жизнью аквариумных рыбок. Каких аквариумных рыбок вы знаете?

Дети. Золотую рыбку, меченосца, гуппи, гурами, скалярию.

В-ль. Молодцы. Вот как много названий вспомнили!

В-ль. А вот эти рыбы живут в прудах, озерах, реках. Их называют пресноводными. Может быть, вы знаете некоторых из них?

В-ль. Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Подойдите к доске и покажите части тела разных рыб.

В-ль. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники. У щуки длинная голова и длинное тело. А у леща?

Д е т и. У леща небольшая голова и широкое тело.

В-ль. У сома огромная голова и длинное толстое тело. А у ерша?

Д е т и. У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.

В-ль. У судака и ерша острые спинные плавники. А у сома?

Д е т и. У сома спинной плавник маленький и не острый.

В-ль. У щуки хвост большой. А у сома?

Д е т и. У сома хвост маленький.

В-ль. А еще посмотрите, какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?

Дети. Мелкая.

В-ль. А у сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?

Дети. Они нужны рыбам для того, чтобы дышать.

В-ль. А для чего рыбам плавники?

Дети. Плавники нужны для того, чтобы плавать.

В-ль. Верно. Мы с вами говорили в прошлом году, что слова плавники и плавать из одной семейки. На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука - хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы и сом, и форель, и окунь, и судак. А вот карась, ерш, лещ - не хищники, они питаются водорослями.

3. Рассказывание детьми стихов о пресноводных рыбах. [Развитие общих речевых навыков.]

В-ль. А теперь расскажите стихи о пресноводных рыбах, которые вы выучили дома. Старайтесь говорить четко, правильно произносите звуки, помните о выразительности.

1 -йр е б ен о к.

В пруду или озере, больше нигде,

В тихой, спокойной стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разрослась, -

Вот именно там обитает карась.

В. Нищев

2-й ребенок.

С длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам - страшный враг.

Догадался? Нет? Судак.

В. Нищев

3-й ребенок.

Ерш колючий, конопатый,

Некрасивый и горбатый.

Но ушила без ерша

Вряд ли будет хороша.

Н. Нищева

4-й ребенок.

Щука - хищница речная,

Щука всех в реке пугает.

Разевает щука пасть -

Страшно щуке в пасть попасть.

Н. Нищева

4. Работа по книжке-раскраске. [Развитие тонкой моторики.]

В-ль. Еще раз рассмотрите сома и окуньков на картине. Дорисуйте справа от сома еще одного окунька, а потом правильно раскрасьте рыб.

5 . Анализ слова сом. [Совершенствование навыков звукового анализа.]

В-ль. А теперь давайте сделаем звуковой анализ слова сом. Сколько звуков в этом слове?

Дети. В этом слове три звука.

В-ль. Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.

Д е ти. Это звук [с]. Он согласный твердый глухой.

В-ль. Каким цветом вы его обозначите?

Дети. Синим.

В-ль. Какой звук следует после него?

Дети. Звук [о[. Он гласный.

Дети. Красным. .

В-ль. И какой звук последний в этом слове?

Дети. Твердый согласный звук [м].

В-ль. Каким цветом вы обозначите его?

Дети. Синим.

6. Пальчиковая гимнастика «Рыбка». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]

Рыбка плавает в водице,

Сложить ладони вместе и показать,

Рыбке весело играть.

как плавает рыбка.

Рыбка, рыбка, озорница,

Погрозить пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

Медленно сблизить ладони.

Рыбка спинку изогнула.

Крошку хлебную взяла.

Сделать хватательное движение

двумя руками.

Рыбка хвостиком махнула,

Снова показать, как плывет рыбка.

Рыбка быстро уплыла.

М. Клокова

7. Игра «Цепочки слов». [Развитие речевого слуха, памяти. |

В-ль. Мне очень хочется проверить, хорошая ли у вас память. Дайте поиграем в игру «Цепочки слов». Я скажу первое название рыбы. Вадик повторит его и добавит еще одно. Настя повторит два названия и добавит третье и так далее. Сом.

1-й ребенок. Сом, ерш.

2-й ребенок. Сом, ерш, щука.

3-й ребенок. Сом, ерш, щука, судак.

4 -й ребенок. Сом, ерш, щука, судак, окунь.

Дети повторяют цепочку слов до первой ошибки. Тогда все дети по очереди пытаются помочь ребенку, допустившему ошибку. Они восстанавливают цепочку. Ошибившийся ребенок повторяет слова.

8. Упражнение «Кто живет в пруду?» [Автоматизация звука [р] в предложении. Расширение представлений о жизни пресноводных рыб.]

В-ль приглашает детей за стол и помещает на магнитную доску плоскостные изображения рыб и символические изображения водоемов: пруда, каменистой речки, илистого дна реки, озера.

В-ль. Я сказала вам, что пресноводные рыбы могут обитать в разных водоемах. Например, форель обитает в быстрых каменистых речках. Карп и карась водятся в прудах. Ерши могут жить в любой реке на илистом дне. Красноперка обитает в озерах. А теперь ответьте на мои вопросы и поместите изображения рыб туда, где они обитают. Помните о правильном произношении звука [р]. Кто живет в пруду?

1-й ребенок. В пруду живут карп и карась.

Ребенок помещает изображения рыб на изображение пруда.

В-ль. Где обитает форель?

2-й ребенок. Форель обитает в быстрой речке.

Ребенок помешает изображение форели на изображение речки.

В-ль. Где водится ерш?

3-й ребенок. Ерш водится в любой реке.

Ребенок помещает изображение ерша на изображение реки с илистым дном.

В-ль. Где может жить красноперка?

4 -й ребенок. Красноперка водится в озерах.

Ребенок помещает изображение красноперки на изображение озера.

В-ль . Вы правильно ответили на мои вопросы и красиво произносили все звуки. Молодцы!

9. Кроссворд. [Совершенствование навыков чтения и «печатания» слов с пройденными буквами.]

Рис. 52

В-ль. В этом кроссворде спрятаны два названия пресноводных рыб. В вертикальном столбике название хищной усатой крупной речной рыбы. Ее тело покрыто не чешуей, а толстой кожей. Кто это?

Дети. Это сом.

В-ль. Напиши это слово, Вадик.

В-ль. В горизонтальной строчке спрятано название хищной речной рыбы. Ее тело покрыто мелкой серебристой чешуей. На спине у нее острый плавник. Кто это?

Дети. Это судак.

В-ль. Напиши это слово, Настя.

Ребенок вписывает буквы в клеточки. Дети хором читают слово.

В-ль. Вот вы и разгадали кроссворд. Похлопайте себе! Вы же просто молодцы!

10. Окончание занятия. [Опенка работы детей.] В-ль предлагает детям вспомнить все задания, которые они выполняли, а потом оценивает работу каждого ребенка.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные пели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка слогового анализа. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями пресноводных рыб, игра «Рыбка» (НищеваН. В. Играйка7. Собирайка.- СПб.,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.), карточки-шифровки, бумажные рыбки с написанными на них словами.

Предварительная работа. Разучивание стихотворения «Рыбка», развитие общих речевых навыков, автоматизация произношения звука [р] на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие фонематических представлений. Объявление темы занятия.]

В-ль. Сядет тот, кто вспомнит название пресноводной рыбы, начинающееся со звука [с]. 1 -й ре бе но к. Сом.

2 -й ребенок. Судак.

В-ль. Теперь сядет тот, кто вспомнит название рыбы, начинающееся со звука [о].

3-й ребенок. Окунь.

В-ль. А ты, Диана, вспомни название рыбы, начинающееся со звука [п].

4-й ребенок. Плотва.

2. Игра «Шифровки». [Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов.]

В-ль раздает карточки-шифровки с буквами и кружками синего цвета (рис. 54), ставит на доску картинки с изображениями рыб.

В-ль. Посмотрите каждый на свою карточку, попробуйте отгадать, какое название рыбы на ней зашифровано. Если догадаетесь, подойдите к доске и выберите картинку с изображением этой рыбы.

1 -й ребенок. В слове сом всего три звука, в начале и в конце твердые согласные, а в середине - гласный звук [о].

3. Рассматривание серии картинок «Воришка» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи.]

В-ль. Кого вы видите на первой картинке? Что они делают?

1 -й р е б е н о к. Мы видим мальчика. Он ловит рыбу на реке. Ему попалась большая плотвичка.

2 -й ребенок. Из-за куста на мальчика смотрит хитрый кот. Он хочет рыбы.

В-ль. Что вы видите на второй картинке?

3-й ребенок. Мальчик кладет плотвичку в ведерко.

4-й ребенок. А кот прячется за кустами.

В-ль. Что нарисовано на третьей картинке?

1 -й ребенок. Мальчик забрасывает удочку.

2 -й ребенок. А кот достает плотвичку из ведра.

В-ль. Что художник нарисовал на следующей картинке?

3 -й ребенок. Мальчик тащит большого окуня.

4-й ребенок. А кот ест плотвичку.

В-ль. Он не просто ест, он с аппетитом уплетает плотвичку. Ну, и чем же заканчивается история?

1 -й р е б е н о к. Мальчик подходит к ведерку с окунем в руках и видит, что ведерко пустое.

2 -й ребенок. А кот сидит вдалеке и облизывается.

В-ль. Правильно. Сытый и довольный кот облизывается.

4. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Пресноводные рыбы»).

5 . Упражнение «Стайка». [Совершенствование навыка составления и чтения предложений.]

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер и раскладывает перед ними бумажных рыбок с написанными на них словами (жаба, дубом, под, сидит).

В-ль. Прочитайте слова на рыбках и составьте из рыбок стайку так, чтобы получилось предложение.

Дети выполняют задание, составляют и читают предложение.

6. Рассказ по серии картинок «Воришка». [Развитие связной речи.]

Дети по очереди составляют рассказ. Если им трудно начать рассказ, это может сделать воспитатель.

На рыбалке

Однажды Саша пошел на рыбалку. Кот Василий пошел за Сашей. Ему тоже хотелось рыбки. Саша поставил ведерко для рыбы под куст и забросил удочку. Ему сразу же попалась плотвичка. Он опустил плотвичку в ведерко и снова забросил удочку. Тем временем Василий подкрался кведерку и вытащил плотвичку. Пока Саша тащил окуня, кот с аппетитом уплетал рыбку. Саша подошел к ведерку, чтобы положить туда окуня, и увидел, что ведерко пустое. Он очень удивился. А хитрый Василий сидел в стороне и облизывался. Воспитатель предлагает детям выбрать лучшего рассказчика.

8. Игра с мячом «Чей? чья? чьё? чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]

В-ль. А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Чей? чья? чьё? чьи?» Хвост щуки чей?

1 -йребенок. Щучий.

В-ль. Усы сома чьи?

2 -й ребенок. Сомовьи.

В-ль. Голова судака чья?

3 -й ребенок. Судачья.

В-ль. Туловище окуня чье?

4-й ребенок. Окуневое.

В-ль. Отлично!

9. Игра «Рыбка». [Обогащение словаря, активизация в речи слов - названий частей рыбы (туловище, голова, хвост, плавники, чешуя). Развитие мышления (анализ, синтез). Совершенствование навыка ориентировки на плоскости.]

В-ль. Расскажите стихотворение, которое мы выучили вчера. Следите за произношением звука [р]. Говорите четко, выразительно.

Дети по очереди рассказывают стихотворение.

Рыбка

Рыбка, словно мотылек,

Над водой взлетела.

Глазик - черный уголек

И как льдинка тело.

Плавники дрожат, трепещут,

Спинка выгнулась дугой.

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Я собрался на рыбалку.

Только вот рыбешку жалко.

Н. Нищева

В-ль. Покажите и назовите части рыбы. Дети по очереди подходят к доске, показывают и называют части рыбы.

10. Окончание занятия. [Опенка работы детей.] В-ль предлагает детям высказать свои впечатления от занятия, подводит итог изучения темы и оценивает деятельность каждого ребенка.


Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки»

Цели:

Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета (желтый, синий, зеленый, красный).
Учить детей считать до двух.
Формировать знания о понятиях «круг», «один-много» и способах уравнивания совокупностей.
Используя ситуацию экспериментирования познакомить со свойствами предметов: «плавает», «тонет».
Развивать память, мелкую и общую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Игрушки «рыбки» разных цветов и размеров.
Картонные круги синего цвета. Камешки.
Таз с водой, таз с пшеном.
Картинка «Рыбка» для пальчикового рисования, пальчиковые краски.
Картинка «Аквариум», клей-карандаш, бумажный силуэт рыбки, пластилин.
Картинка с изображением озера с одной рыбкой и озера с несколькими рыбками. Карточка с изображением цифры «1».
Картинка-заготовка с изображением озера и одной рыбки, клеящие карандаши, цветные силуэтные изображения рыбок.
Картинка-фон с изображением больших и маленьких рыбок разного цвета с наклеенными на них кругами, соответствующего цвета и величины. Пуговицы соответствующего цвета и величины (большие и маленькие зеленого, желтого, красного, синего, белого цветов).
Картинка-заготовка с изображением аквариума, карандаши зеленого и коричневого цвета, пластилин, палочка.
Обручи желтого, зеленого и красного цветов.
Обручи синего цвета, под ними вырезанные из прозрачной клеенки круги.
Рыбка привязанная на веревочку.
Подносы с манной крупой.
Аудиозапись: П. Чайковский «Рыбы»(из «Детского альбома»), песня «Про рыбок».

Игры и упражнения:

Сюрпризный момент «Поймай рыбку»

В таз с пшеном дети опускают руки и выкапывают небольшие игрушки, изображающие рыб.

Дидактическая игра «Где спряталась рыбка?»

Перед ребенком выкладываются три игрушки (рыбка и любые животные). Каждая фигурка накрывается платочком.

Найди рыбку. Где она спряталась?

Дидактическая игра «Рыбка в озере»

Вот перед вами круг. Круг синего цвета - синий круг. Это будет вода для нашей рыбки. Пустите рыбку в воду - положите сверху на синий круг. Вот рыбка поплыла в самую середину. А теперь рыбка поплыла влево. Вправо. Решила рыбка плыть по краю возле берега. Проведите рыбкой по краю круга. А теперь по краям круга выложите красивые камешки.

Аппликация «Рыбка в аквариуме»

Рыбки могут жить и в доме - в аквариуме. Возьмите вот такую бумажную рыбку и пустите ее в аквариум - приложите сверху. А теперь возьмите в руки клей-карандаш, намажьте обратную сторону, приложите рыбку к аквариуму и пригладьте ладошкой.


Лепка барельефная «Корм для рыбок»

А теперь нужно покормить рыбку специальным кормом.
На изображение аквариума с рыбкой дети налепляют кусочки пластилина - корм для рыбок.

Физминутка «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.
(Убегают)

Слушание музыки П. И. Чайковского «Рыбы»

Дети слушают музыку.

Пальчиковое рисование «Рыбка»

Дети оставляют отпечатки пальчиков внутри силуэта рыбки.

Дидактическая игра «Цветные рыбки»

Вот у нас аквариумы (обруча) - желтый, зеленый, синий и красный. А вот рыбки. Нужно разложить их в аквариум. Каждой рыбке свое место: желтые рыбки - в желтом аквариуме, а красные рыбки - в красном аквариуме, синие - в синем, зеленые - в зеленом.

Экспериментирование «Плавает или тонет»

В ёмкость с водой дети опускают камешки, затем бумагу и наблюдают, что утонуло, а что плавает.

Чтение стихотворения и инсценировка

Рыбка рыбку догоняла,
Рыбка хвостиком виляла.
Ткнулась в брюшко: - Догнала!
Эй, подружка! Как дела?

Упражнение «Одна рыбка, две рыбки»

А теперь возьмите в каждую руку по одной рыбке. Посчитаем, сколько всего рыбок у вас: одна, две. Всего две рыбки. Спрячьте одну рыбку за спину. Сколько рыбок осталось? Осталась одна рыбка. Покажите вторую рыбку. Сколько стало рыбок? Две рыбки.

Игра с прищепками «Рыбий хвостик»

Посмотрите, какие красивые рыбки. А мы можем сделать их еще красивее. Украсьте хвост рыбки разноцветными прищепками. Можно сделать плавник рыбе.

Рисование на крупе «Червячки для рыбки»

Рыбки любят кушать червячков. Давайте нарисуем червячков для рыбок.

Дидактическая игра «Одна рыбка - много рыбок. Знакомство с цифрой «1»

Посмотрите на картинку. В каком озере плавает много рыбок? В каком озере плавает она рыбка?


Посмотрите. Это цифра «1». Повторите: «один». Запомните эту цифру.

Аппликация «Друзья для рыбки»

Сколько рыбок плавает в озере на картинке? Одна рыбка. Не с кем оной рыбке поиграть. Давайте запустим в озеро других рыбок, чтобы наша рыбка не была одна.
Дети прикладывают к изображению озера цветные силуэтные картинки рыбок.
- Сколько рыбок стало? Много. Наклейте рыбок.

Дидактическая игра с пуговицами «Разные рыбки»

Посмотрите, сколько рыбок плавает в аквариуме? Много рыбок. Покажите больших рыбок. Маленьких. Синих. Красных. Зеленых. Желтых. Белых. А теперь разложите пуговицы на рыб подходящего цвета и величины.

Изобразительная деятельность «Рыбки в аквариуме»

Перед вами пустой аквариум. Прежде чем запускать в него рыбок, нужно нарисовать в аквариуме траву и камни.
Зеленым карандашом дети рисуют вертикальные линии - траву, а коричневым карандашом рисуют круги в нижней части аквариума - камни.
А теперь можно запускать рыбок. Возьмите кусочек пластилина и прямым раскатыванием сделайте толстую колбаску. Приложите ее к аквариуму и придавите пальцами. Теперь сделаем хвостик: приложите пальчик к краю пластилина и вытяните хвостик, приложите пальчик рядом и вытяните еще хвостик. Палочкой сделайте глазик - отверстие в пластилине на другом краю рыбки.

Свободные танцевально-ритмические движения детей под песню
«Про рыбок»

Дети двигаются под музыку.

Упражнение «Одна или много рыбок?»

В этом озере сколько рыбок? Много. А в этом озере сколько рыбок? Одна. Возьмите своих рыбок и пустите поплавать к одной рыбке. Сколько рыбок стало? Стало много рыбок.

Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой)

Артикуляционное упражнение «Рыбка открывает рот»

Покажите, как рыбка ротик открывает и закрывает. Не торопитесь.

Динамическая пауза «Разбудим рыбку»

Ночью темень, ночью тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Подойдем мы к ней, разбудим.
И посмотрим, что же будет.

Рыба привязана к палочке. Воспитатель поднимает рыбку над головами детей, дети подпрыгивают, пытаются достать рыбку.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама