THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Краткий обзор наиболее известных поминально-погребальных комплексов, к числу характеристик которых относятся погребения с конём или погребения конского снаряжения, обнаруживает свойства, некоторые из которых важно выделить в данной статье.

Во-первых, эти комплексы разбросаны на обширных пространствах, как бы очерчивая гигантскую территорию от Поволжья и Кавказа до Алтая и Саянских гор.

Во-вторых, сакральные традиции, отразившиеся в погребальном инвентаре названных могильников, хронологически охватывают впечатляющий период, начиная от XII–X веков до н.э. и далее сохраняясь в отдельных регионах чуть не до XVIII–XIX веков.

В-третьих, названные сакральные традиции вполне убедительно характеризуются исследователями, как солнцепоклонство потому, что конь является одним из зооморфных символов солнца наряду с оленем, соколом, лебедем, и следовательно, эти сакральные традиции по своему происхождению должны связываться с индоевропейской духовной культурой. Но в науке нет четкого объяснения тому, как сложилось это фактически единое сакральное пространство с идентичными культами и обрядностью на такой огромной территории и кем, каким народом или предками какого народа его существование поддерживалось.

Никакой цельной картины у исследователей на этот счёт не сложилось. Так, погребальный комплекс Аржан рассматривается как часть политической, экономической и культурной истории древних кочевых народов евразийской степи (Л.С. Марсадолов), пазырыкский могильник характеризуется как памятник скифо-сибирской культуры кочевого населения, кобанская культура – как симбиотичная культура автохтонных представителей Северного и Центрального Кавказа и арийских племён , обосновавшихся на Центральном Кавказе со второй половины II тыс. до н.э. в ходе миграций.

Вопрос о генезисе конца IX-III в еков до н. э . остается дискуссионным. Считается, что на её формирование оказали влияние кобанская, скифская и восточные культуры кочевников степей Евразии, т.е. создатели Ананьинской археологической культуры , согласно существующему взгляду, были принимающей стороной. К этому следует добавить, что так называемая Ананьинская культурно-историческая область, распространённая на территории Среднего Поволжья (от реки Ветлуги до Ульяновска) и в бассейне реки Камы , воспринимается как археологический аналог пра-пермской этно-лингвистической общности, по поводу которой сложилось мнение, что она выделилась из финно-пермского массива в середине II тыс. до н.э. в районе к северу и северо-востоку от поворота Волги на юг в нижнем и среднем течении Вятки и Камы и сохраняла своё единство более двух тысяч лет, вплоть до вторжения булгар. Поэтому, несмотря на оговорку в дискуссионности вопроса о генезисе Ананьинской археологической культуры , в науке закрепилось убеждение, что её создатели – часть пермского пранарода, говорившего на пермском праязыке и обитавшего на пермской прародине между Волгой и Камой.

Приведенные рассуждения об Ананьинской археологической культуры или шире – об Ананьинской культурно-исторической области как прародине прапермского народа – показывают, что наука сделала всё возможное и невозможное для того, чтобы облечь наукообразностью слова одного из творцов шведского политического мифа Рудбека о том, что ещё во времена «гиперборейских скифов» Восточная Европа с севера до Дона была населена финнами.

Не считаю нужным рассматривать правомерность использования приведенной умозрительной конструкции: пермский пранарод , обитавший на пермской прародине и говоривший на пермском праязыке – для лингвистических исследований. Возможно, подобные абстракции и применимы для решения лингвистических проблем. Но для исторических исследований она не подходит совершенно. Представим, что англов Ютландии мы назовем праамериканцами, говорившими на праамериканском языке, а Ютландию определим как праамериканскую прародину. Даст нам это что-нибудь для понимания истории Америки? Напрямую – нет, поскольку «праамериканцы» выступят как сугубо абстрактная конструкция, которая, неприменима при изучении реальной истории народа. Поэтому историю Америки мы начинаем с определенных исторических событий, а вопрос о «праязыке» играет здесь отдельную роль. Могут возразить, что в данном случае к нашим услугам достаточно исторических источников, прежде всего, письменных. К вопросу об источниках для исследования затронутых выше вопросов я вернусь ниже, а пока напомню, что результаты исследований в области ДНК-генеалогии однозначно опрокидывают теоретические построения о финно-пермском массиве в сер. II тыс. до н.э. в районе Прикамья.

Сейчас, благодаря исследованиям в области ДНК-генеалогии, мы знаем, что предки финно-угорских народов пришли в Восточную Европу 2000–1500 лет тому назад, т.е. много позднее переселения туда представителей R1a, следовательно, они пришли в Восточную Европу, уже освоенную её насельниками ариями и древними русами, давшими свои названия гидронимам и другим географическим феноменам, ссылка.

Поэтому Ананьинская культурно-историческая область не может рассматриваться как археологический аналог прапермской этнолингвистической общности, и погребальные памятники Волго-Камья в период бронзы – раннего железа должны рассматриваться как памятники, оставленные носителями индоевропейских языков. Вопрос только в том, какими именно носителями? Выше приводились мнения специалистов, указывавшие на то, что культурными донорами для Ананьинской археологической культуры были скифская и восточные культуры кочевников степей Евразии. Но в недавнее время появились работы, которые опровергают данную точку зрения.

Захоронения с конём или с конским снаряжением в погребальных комплексах Аржана, в Пазырыкском кургане, в могильниках Кобанской культуры иллюстрируют особую сакральную роль коня для создателей этих поминально-погребальных комплексов, но современные исследования показывают, что у кочевников скифской эпохи культ коня не прослеживается . К данным выводам пришла М.А. Очир-Горяева в докторской диссертации «Погребения с захоронениями коней и предметами узды Северного Причерноморья, Нижнего Поволжья, Южного Приуралья и Горного Алтая конца VI–III вв. до н.э.» (2014). В этой работе как раз и ставилась цель – выявить место и роль конских захоронений и предметов узды в погребальном обряде кочевников скифской эпохи. Исследованию подверглись основные регионы сосредоточения погребальных памятников скифской эпохи. Как отмечал в отзыве на диссертацию профессор кафедры археологии Волгоградского университета А.С. Скрипкин, исследование с постановкой такой темы и в таком объёме выполнялось впервые.

В заключительной главе «Конь в культуре кочевников скифской эпохи, с учётом данных погребальной практики, изобразительного искусства и письменных источников», констатируется, что у евразийских кочевников скифского времени собственный культ коня отсутствовал . В изобразительном искусстве кочевников скифского времени, указывает М.А. Очир-Горяева, изображение лошади встречается крайне редко, в отличие от сакральных образов оленя, хищной птицы, хищника кошачьей породы. В культуре и изобразительном искусстве кочевников скифской эпохи о тсутствует канонизированный образ коня, подчеркивается лишь основная функция лошади как средства передвижения. Письменная традиция также не подтверждает наличие культа коня у скифских кочевников. Детали культа коня не выделяются и у других кочевых объединений скифского времени Евразии, например, у кочевников горно-алтайских областей. Поэтому, согласно, М.А. Очир-Горяевой, захоронение коней у кочевников скифской эпохи следует рассматривать в ряду других материальных категорий, нашедших упокоение вместе с погребением человека.

Но в таком случае погребальные комплексы Аржана и Пазырыкского кургана не могут расцениваться как памятники древних кочевых народов евразийской степи или как памятники скифо-сибирской культуры кочевого населения, поскольку конские захоронения в этих погребальных комплексах обнаруживают явно ритуальный характер . Правда, российские скифологи и археологи, в частности, упомянутый волгоградский археолог А.С. Скрипкин, в последние десятилетия обращают внимание на однобокий характер понятия «скифо-сибирская культура кочевого населения». Известный скифолог Д.С. Раевский подчеркивал культурное многообразие евразийских степей в скифскую эпоху и предлагал термин «евразийский культурный континнум» скифской эпохи (Раевский Д.С. Об историографии скифской проблемы в современном освещении (некоторые замечания к дискуссии) // РА, 2003. № 2).

Очень важная поправка, поскольку она открывает возможность шире интерпретировать доступные нам источники, а также привлечь источники, которые отбрасывались, не умещаясь в жестко заданные параметры образа скифов как преимущественно, кочевников.

Здесь пора обратить внимание на то, что в приведенных выше материалах о погребениях с захоронениями коней или конского снаряжения, почти ничего не сказано о коне в древнерусской традиции. Правда, в докладе Роберта Гаглоева на III Абхазской международной археологической конференции упоминается, что материалы этнографии и фольклора свидетельствуют о наличии культа коня и в славянской среде . Со ссылкой на работы В.А. Городцова и Б.А. Рыбакова (Городцов В.А. Дако-сарматские элементы в русском народном творчестве // ТГИМ, Вып. I. М., 1926; Рыбаков Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве / Женское божество и всадники // СЭ №1, М., 1948, С. 90-105) в приведенном докладе подчеркивается, в том числе, и архаичность культа коня в славянской традиции и его связь с культом женского божества природы. Но все упоминания о культе коня в славянской традиции ограничиваются хронологическим барьером якобы позднего появления славянства на исторической арене, что и задает цель для данных исследований как поиска источника заимствования культа коня и упомянутых традиций в славянской, или точнее в русской традиции.

Подобное направление научного поиска хорошо иллюстрируется, например, статьей К.Ю. Рахно «Посвящение коня в погребальном обряде осетин и его украинские параллели». Автор статьи обращает внимание на обычай посвящения коня покойнику у осетин, возводит его к далеким временам арийской общности и указывает на его генетическую связь с сармато-аланской архаикой. Так, К.Ю. Рахно отмечает, что конь у осетин посвящался только мужчине , однако, в ряде местностей зафиксированы случаи, когда лошадь посвящалась и знатной женщине, в чем автор видит явные отголоски обычая захоронения воительницы с конем, широко бытовавшего у сарматов.

В статье подчеркивается, что отголоски обряда посвящения коня не раз отмечались у тех народов Кавказа, Средней Азии и Сибири, в этногенезе которых приняли участие сарматы и аланы, но помимо кавказских и среднеазиатских параллелей, по мнению автора статьи, следует обратить внимание на аналогичные обычаи в обрядности народов Восточной Европы, например, на обычай посвящения коня умершему у населения Поволжья , в частности, у мордвы и татар-мишарей.

Кроме того, обращает внимание К.Ю. Рахно, сходные черты прослеживаются в погребальной обрядности восточных славян, в частности, у запорожских казаков: запорожцы ещё в конце XVI века, когда хоронили своего гетмана, то насыпали над ним высокий курган, оставляли возле него гетманского коня и справляли на могиле тризну. Конь оставлялся на могиле потому, что христианство уже не разрешало его захоронения вместе с умершим. К.Ю. Рахно считает, что данный обряд, по которому покойнику посвящался его конь, был заимствован казаками от ираноязычного кочевого населения степи (Рахно К.Ю. Посвящение коня в погребальном обряде осетин и его украинские параллели // Материалы международной юбилейной научной конференции «Россия и Кавказ». 6-7 октября 2009 г. Владикавказ, 2010. С.216-221).

Более современные исследования М.А. Очир-Горяевой, приведенные выше, демонстрируют умозрительность выводов о том, что погребальная обрядность, отмеченная чертами культа коня и известная у ведических ариев, заимствовалась славянскими народами у кочевых народов скифского времени , поскольку культ коня у них не прослеживается. Поэтому параллели ведическим традициям ритуала жертвоприношения коня, отмеченные у народов Восточной Европы, включая и восточных славян, должны иметь иное происхождение. Следует напомнить, что согласно этнографическим исследованиям, конь в славянской традиции, самое легендарное священное животное, в древнейших мифах и сказаниях принадлежащее высшим языческим богам и христианским святым.

Конь в славянской традиции одновременно хтоническое существо, связанное с культом плодородия и смертью, загробным миром, проводник на тот свет (Славянская мифология. М., 1995. С. 228-229). Одно это краткое перечисление наводит на мысль о том, что традиция сакрализации коня у славян была эндогенной традицией, то есть родившейся внутри самой славянской культуры, а не заимствовалась со стороны.

Хорошо известно, что конкретно в русском фольклоре конь занимал одно из центральных мест и отображал удивительно многослойную образную систему: , как посланец на землю от могущественных сакральных сил в помощь их избранникам, как неразлучный спутник и защитник эпического героя.

Конь обладал функцией оберега как у русских, так и у индоариев. Известный индолог Н.Р. Гусева обращала внимание на обычай, сохранившийся у потомков ариев в Индии, считать фигурки коней сильными оберегами, поскольку конь рассматривался как посредник между людьми и богами : «…в некоторых областях (например, в Бенгалии) человек, направляясь в лес за хворостом или ягодами, кладёт у опушки глиняную фигурку лошади, прося не наносить ему вреда. А это совершенно очевидно говорит о том, что такой обычай был привнесён арьями. До прихода ариев местные жители лошадей не разводили – ни на одной таблице Хараппы нет изображения этого животного . Зато в среде предков славян и арьев был распространен обычай принесения лошадей в жертву богам. Конь вообще вошёл во многие мифы и сказки в роли посредника в общении с богами : до сих пор на деревенских избах укрепляют на углу крыши резного коня, да и само несущее бревно крыши зовется коньком. Не так уж давно черепа лошадей можно было видеть на кольях забора – этим черепам приписывалась роль оберегов от всякого зла» (Гусева Н.Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. М., 2002. С.117-118). Сравним в докладе Р. Гаглоева сообщение о том, что черепа коней и у осетин прикреплялись над дверями домов, на заборах, в центре поселка, служа оберегом и символом счастья.

В.А. Городцов отмечал обычай надевать конские черепа на шесты близ жилья, пасек и огородов, сохранившийся и в его время, например, в Московской и Курской губерниях. Этот обычай, по его словам, бытовал у пасечников для охраны пасек и в силу поверья, что при помощи оберега пчелы наберут больше меда: «Сведения об описанном обычае имеются из г.Рузы Московской губ. и села Ксёльце Курской губ., но подобный обычай существует в Рязанской губ. и по-видимому, повсюду у русского населения и инородцев, взявших обычай у русских» (Городцов В.А. Указ. соч. с. 24).

Известен в русской традиции и обычай хоронить (сжигать) коня вместе с хозяином. На Вологодчине был известен обычай хоронить павшего коня как человека, оставляя на могиле перевернутые сани. Роль проводника на тот свет выполнял и волшебный конь – Сивка-Бурка, Конек-Горбунок.

Конь считался вещим животным , способным предсказать судьбу: у русских были распространены святочные гадания с участием коня . Связь коня с загробным миром находила выражение в сжигании маски конского черепа на Ивана Купалу , когда согласно поверьям все мифологические персонажи, связанные с загробным миром, покидали землю и возвращались на тот свет. также связывавшей коня с загробным миром (Конь // Славянская мифология. М., 1995. С. 228-229).

«Подсолнечное царство на огромных евразийских пространствах.» Лидия Грот,
кандидат исторических наук.

Памятник ахалтекинскому Абсенту. Выездка.

1. Часть первая, печальная, но светлая

Из глубины веков до нас дошла традиция почетного захоронения лошадей, когда конь сопровождал владельца в загробном мире. Хорошо известны скифские, сарматские захоронения, где рядом с воином покоится его боевой конь в полном уборе. Позже стали погребать самих лошадей, имевших особые заслуги или просто бывших любимцами своих хозяев.

История любви

До современности дошла история о Петре I и его любимой лошади по кличке Лизетта. Первый российский император не особенно любил верховую езду и лошадей (как предполагают историки, из-за своего высокого роста он чувствовал себя в седле нелепо и некомфортно). Однако, когда в военном лагере под Ригой Петр впервые увидел Лизетту, он тотчас поменял ее на свою лошадь, добавив немного денег. Петр I и Лизетта были искренне преданы друг другу. Современники рассказывали, что если император долго не появлялся на конюшне, Лизетта сама выходила из стойла и разыскивала хозяина. После смерти любимой лошади Петр I похоронил ее останки на берегу реки Таракановки. На месте захоронения был установлен памятник в виде колонны с фигуркой лошади. После Петра I в русской императорской фамилии установилась настоящая традиция захоронения любимых лошадей, и в начале ХХ века в Санкт-Петербурге существовало целое кладбище императорских лошадей. В настоящее время оно разрушено практически до основания.

Один из родоначальников чистокровный верховой породы Эклипс в Ньюмаркете, Великобритания.

История верности

Или другой пример о благодарности человека к своей лошади, он связан с поселком Дивово, в котором ныне находится Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства. До Октябрьской революции территория опытного конного завода ВННИКа была имением графов Дивовых. Один из графов привез из иноземного похода жену-турчанку, а чтобы она сильно не тосковала по родине, построил для нее минарет (руины минарета сохранились в Дивово и сегодня). Но турчанка в один прекрасный день взошла на верхнюю площадку минарета и бросилась оттуда вниз. Влюбленный граф взял своего лучшего коня по кличке Ворон и поскакал в Рязань за доктором. Ворон преодолел без отдыха около 50 километров, доставил графа в Дивово и пал прямо во дворе имения. Граф привез врача из Рязани, но спасти молодую женщину не удалось. Тем не менее, в знак благодарности за преданность граф похоронил верного Ворона перед конюшнями. На месте захоронения до сих пор стоит памятный камень.

Конские кладбища

Традиции захоронений не исчезли и сегодня. Особой чести удостаиваются известные производители или лошади, показавшие высокие результаты в спорте, скачках или бегах.
Хоронить лошадей принято двумя способами. В первом - лошадь погребают целиком, стоя. Для этого копают могильную яму глубиной неменее 2,5 м. При втором способе хоронят сердце и голову выдающейся лошади. Над местом захоронения устанавливают памятник или памятную доску с кличкой лошади.

Австралийский чемпион Фар Лэп во Флемингтоне, Австралия.
Одно из самых крупных современных кладбищ лошадей находится в конном заводе «Восход», оно носит название Аллея Славы. На ней захоронены Анилин, его мать Аналогичная, знаменитые производители Айвори Тауэр и Афинс Вуд. Есть конские захоронения и в других крупных конных заводах.

Во всех странах самых выдающихся лошадей хоронят с почестями на специальных аллеях славы. В некоторых городах есть специальные кладбища домашних животных, где любой желающий может похоронить своего питомца. Но есть и такие лошади, которые вообще не захоронены, а их чучела выставлены в музеях.

2. Часть вторая, несентиментальная:

Корм для собак или аутодафе?

Но далеко не всех лошадей ждет почетное захоронение и память благодарного хозяина. Что же происходи с остальными лошадьми (и их, надо признать, большинство)? По сложившейся практике в хозяйствах посмертная судьба лошади зависит от того, умерла она своей смертью или была подвергнута вынужденному убою.

Если не быть сентиментальными, то приходится признать, что во многих ситуациях владелец лошади или кто-то иной принимает решение о вынужденном убое. Вынужденный убой - печальная, но неизбежная участь старых лошадей, которых никто не берется содержать «на пенсии», или лошадей, получивших неизлечимые травмы в спорте или на скачках. Правда сегодня на спортивных и любительских конюшнях не так много случаев вынужденного убоя. Стоимость лошадей возросла, и одновременно вырос уровень отечественной ветеринарии. К примеру, 15-20 лет назад смертельным приговором был перелом ноги. Но сегодня такие травмы вполне подлежат лечению с одной стороны, а с другой - встречаются реже из-за улучшения условий содержания и использования лошадей.


Секретариат и Сухарь, этим скаковым лошадям поставлено несколько различных памятников.

Тем не менее, лошади не вечны. Когда жизнь лошади все-таки подходит к концу, одни владельцы предпочитают не допустить естественной смерти и забить лошадь, возможно, за несколько часов до смерти. Тогда ее мясо можно использовать, скажем, на корм собакам.
Но в большинстве случаев труп лошади предпочитают закопать в ближайшем лесу или, хуже того, оставить в глубоком овраге. Один из вариантов самостоятельной утилизации трупа лошади, известный в практике, - обливают труп горючей жидкостью, например, бензином и пытаются сжечь, а останки закапывают в землю.

Колбаса из любимца

Как часто вы ругаетесь на свою лошадь, обещая отправить ее на колбасу? А сколько лошадей действительно попадают на стол в виде копченого деликатеса? Здесь мы можем успокоить сентиментальных читателей - спортивные, племенные и прочие дорогостоящие лошади попадают на мясокомбинаты крайне редко. Бывало, особенно в прошлые десятилетия, рачительные колхозные хозяева предпочитали сдать лошадь на мясо и получить небольшую, но все-таки выручку. Но в основном «на мясо» у нас, как и во всем мире, выращивают лошадей специальных пород. При селекции мясных пород не обращают особого внимания на экстерьер и рабочие качества. Главными полезными признаками в этом случае являются скороспелость лошади (как быстро она вырастает до товарной массы) и качество ее мяса, которое, кстати, по вкусовым качествам превосходит мясо престарелых скакунов, попавших на бойню.
Что ждет лошадь, обреченную на убой?
При современных технологиях на крупных комбинатах животных умерщвляют электрическим током, после чего освежевывают и пускают дальше по разделочному конвейеру. Спустя пару суток после убоя животное уже может превратиться в колбасу. Не стоит морщиться - продукты убоя лошадей с удовольствием поедают многие, в том числе возможно и вы сами.

Где найти скотомогильник?

Что же делать, если ваша лошадь погибла, и вы не собираетесь устраивать за границей своих владений конское кладбище? Закапывать в лесу, а тем более бросать труп - не самый лучший выход. Ваше несанкционированное захоронение может стать источников инфекции. Тем более, что для захоронения погибших животных существуют давно отработанные методы.


Резвая и Лоу Ганновер

Самый старинный из них - скотомогильник, это слово известно даже людям, далеким от сельского хозяйства. Но, скажем сразу, скотомогильники запрещены на территории России, как неэффективный и даже опасный способ захоронения. Для устройства скотомогильника требуется много места. Судите сами, на захоронение одного животного должно отводиться не менее 8 квадратных метров земли. Сам скотомогильник размещали на высоком месте (чтобы ядовитые продукты распада не попадали в грунтовые воды), не ближе полукилометра от населенного пункта. Но особенную опасность скотомогильники представляли (и представляют по сей день) в случае захоронения в них животных, погибших от опасных инфекционных болезней. В частности, возбудители сибирской язвы сохраняют свою активность около 300 лет (в случае вскрытия или размыва старого скотомогильника возбудитель попадает во внешнюю среду и становится реальной опасностью для людей и животных). Все это стало причиной запрета на использование и строительство скотомогильников.


Биг-Бен

Более современный способ (это уже подходит под понятие «утилизация») - захоронение трупов животных в биотермических ямах. Биотермическая яма представляет собой специальное инженерное сооружение: яму, глубиной не менее 10 метров с бетонированным дном и стенками, с обязательной обширной санитарной зоной вокруг строения. Процесс распада трупов происходит под влиянием микроорганизмов. Правильно оборудованная яма теоретически обеспечивает полное перегнивание трупа и не допускает попадания продуктов распада в грунтовые воды. Но на практике этот метод является не слишком экономичным. К тому же при строительстве таких ям нередко допускали просчеты - копали неглубокий, не более 3 метров, котлован, отказывались от полного бетонирования или «для острастки» засыпали в яму сильные дезинфицирующие вещества, которые убивали бактерии, разлагающие трупы. В итоге из биотермической ямы захоронение превращалось в «братскую могилу» - источник заражения для округи. В связи с этим в последние годы старые биотермические ямы в некоторых регионах еще используют, но новые практически не строят.

Самый современный вариант

Самым прогрессивным, экономичным и экологичным считается переработка трупов животных на специальных заводах. Если ваша лошадь пала в черте города или в густонаселенной сельской местности, вам просто негде ее закопать, а вы хотите выйти из положения цивилизованным путем, обращайтесь на завод. Подобные заводы есть во многих регионах, в Московской области - это «Эколог», расположенный неподалеку от города Люберцы.
На утильзаводе с помощью современных технологий труп животного перерабатывают в мясокостную муку, которая идет на корм сельскохозяйственным животным. Если животное пало от опасной инфекции, его сожгут в трупосжигательной печи, а останки (около 7% от исходной массы животного) захоронят на специальном полигоне.

Как правильно поступить?


Можно ли коневладельцу захоронить свою лошадь цивилизованно? Как мы уже говорили, в России вы вряд ли найдете скотомогильник. Организовать собственную биотермическую яму даже для среднего хозяйства экономически нецелесообразно (и могут не разрешить санитарные инстанции), а вот поискать их в округе, обратившись к территориальным ветеринарно-санитарным органам, вполне реально. Правда, для захоронения в биотермической яме вас, вероятно, обязуют произвести патологоанатомическое вскрытие трупа и получить ветеринарно-санитарную справку о причинах гибели животного и также произвести исследования на предмет опасных инфекционных болезней, прежде всего на сибирскую язву.

Что случится с лошадью после ее смерти - в конечном итоге это придется решать человеку - владельцу, заводчику, ветеринарному врачу. И пусть это решение будет гуманным по отношению к лошади, грамотным по отношению к окружающей среде - то есть, в конечном итоге, цивилизованным.


Век лошади намного короче века человеческого, и рано или поздно каждая лошадь умирает
1. Часть первая, печальная, но светлая
Из глубины веков до нас дошла традиция почетного захоронения лошадей, когда конь сопровождал владельца в загробном мире. Хорошо известны скифские, сарматские захоронения, где рядом с воином покоится его боевой конь в полном уборе. Позже стали погребать самих лошадей, имевших особые заслуги или просто бывших любимцами своих хозяев.
История любви
До современности дошла история о Петре I и его любимой лошади по кличке Лизетта. Первый российский император не особенно любил верховую езду и лошадей (как предполагают историки, из-за своего высокого роста он чувствовал себя в седле нелепо и некомфортно). Однако, когда в военном лагере под Ригой Петр впервые увидел Лизетту, он тотчас поменял ее на свою лошадь, добавив немного денег. Петр I и Лизетта были искренне преданы друг другу. Современники рассказывали, что если император долго не появлялся на конюшне, Лизетта сама выходила из стойла и разыскивала хозяина. После смерти любимой лошади Петр I похоронил ее останки на берегу реки Таракановки. На месте захоронения был установлен памятник в виде колонны с фигуркой лошади. После Петра I в русской императорской фамилии установилась настоящая традиция захоронения любимых лошадей, и в начале ХХ века в Санкт-Петербурге существовало целое кладбище императорских лошадей. В настоящее время оно разрушено практически до основания.
История верности
Или другой пример о благодарности человека к своей лошади, он связан с поселком Дивово, в котором ныне находится Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства. До Октябрьской революции территория опытного конного завода ВННИКа была имением графов Дивовых. Один из графов привез из иноземного похода жену-турчанку, а чтобы она сильно не тосковала по родине, построил для нее минарет (руины минарета сохранились в Дивово и сегодня). Но турчанка в один прекрасный день взошла на верхнюю площадку минарета и бросилась оттуда вниз. Влюбленный граф взял своего лучшего коня по кличке Ворон и поскакал в Рязань за доктором. Ворон преодолел без отдыха около 50 километров, доставил графа в Дивово и пал прямо во дворе имения. Граф привез врача из Рязани, но спасти молодую женщину не удалось. Тем не менее, в знак благодарности за преданность граф похоронил верного Ворона перед конюшнями. На месте захоронения до сих пор стоит памятный камень.
Конские кладбища
Традиции захоронений не исчезли и сегодня. Особой чести удостаиваются известные производители или лошади, показавшие высокие результаты в спорте, скачках или бегах.
Хоронить лошадей принято двумя способами. В первом – лошадь погребают целиком, стоя. Для этого копают могильную яму глубиной неменее 2,5 м. При втором способе хоронят сердце и голову выдающейся лошади. Над местом захоронения устанавливают памятник или памятную доску с кличкой лошади.
Одно из самых крупных современных кладбищ лошадей находится в конном заводе «Восход», оно носит название Аллея Славы. На ней захоронены Анилин, его мать Аналогичная, знаменитые производители Айвори Тауэр и Афинс Вуд. Есть конские захоронения и в других крупных конных заводах.
2. Часть вторая, несентиментальная:
Корм для собак или аутодафе?
Но далеко не всех лошадей ждет почетное захоронение и память благодарного хозяина. Что же происходи с остальными лошадьми (и их, надо признать, большинство)? По сложившейся практике в хозяйствах посмертная судьба лошади зависит от того, умерла она своей смертью или была подвергнута вынужденному убою.
Если не быть сентиментальными, то приходится признать, что во многих ситуациях владелец лошади или кто-то иной принимает решение о вынужденном убое. Вынужденный убой – печальная, но неизбежная участь старых лошадей, которых никто не берется содержать «на пенсии», или лошадей, получивших неизлечимые травмы в спорте или на скачках. Правда сегодня на спортивных и любительских конюшнях не так много случаев вынужденного убоя. Стоимость лошадей возросла, и одновременно вырос уровень отечественной ветеринарии. К примеру, 15-20 лет назад смертельным приговором был перелом ноги. Но сегодня такие травмы вполне подлежат лечению с одной стороны, а с другой – встречаются реже из-за улучшения условий содержания и использования лошадей.
Тем не менее, лошади невечны. Когда жизнь лошади все-таки подходит к концу, одни владельцы предпочитают не допустить естественной смерти и забить лошадь, возможно, за несколько часов до смерти. Тогда ее мясо можно использовать, скажем, на корм собакам.
Но в большинстве случаев труп лошади предпочитают закопать в ближайшем лесу или, хуже того, оставить в глубоком овраге. Один из вариантов самостоятельной утилизации трупа лошади, известный в практике, – обливают труп горючей жидкостью, например, бензином и пытаются сжечь, а останки закапывают в землю.
Колбаса из любимца
Как часто вы ругаетесь на свою лошадь, обещая отправить ее на колбасу? А сколько лошадей действительно попадают на стол в виде копченого деликатеса? Здесь мы можем успокоить сентиментальных читателей – спортивные, племенные и прочие дорогостоящие лошади попадают на мясокомбинаты крайне редко. Бывало, особенно в прошлые десятилетия, рачительные колхозные хозяева предпочитали сдать лошадь на мясо и получить небольшую, но все-таки выручку. Но в основном «на мясо» у нас, как и во всем мире, выращивают лошадей специальных пород. При селекции мясных пород не обращают особого внимания на экстерьер и рабочие качества. Главными полезными признаками в этом случае являются скороспелость лошади (как быстро она вырастает до товарной массы) и качество ее мяса, которое, кстати, по вкусовым качествам превосходит мясо престарелых скакунов, попавших на бойню.
Что ждет лошадь, обреченную на убой?
При современных технологиях на крупных комбинатах животных умерщвляют электрическим током, после чего освежевывают и пускают дальше по разделочному конвейеру. Спустя пару суток после убоя животное уже может превратиться в колбасу. Не стоит морщиться – продукты убоя лошадей с удовольствием поедают многие, в том числе возможно и вы сами.
Где найти скотомогильник?
Что же делать, если ваша лошадь погибла, и вы не собираетесь устраивать за границей своих владений конское кладбище? Закапывать в лесу, а тем более бросать труп – не самый лучший выход. Ваше несанкционированное захоронение может стать источников инфекции. Тем более, что для захоронения погибших животных существуют давно отработанные методы.
Самый старинный из них – скотомогильник, это слово известно даже людям, далеким от сельского хозяйства. Но, скажем сразу, скотомогильники запрещены на территории России, как неэффективный и даже опасный способ захоронения. Для устройства скотомогильника требуется много места. Судите сами, на захоронение одного животного должно отводиться не менее 8 квадратных метров земли. Сам скотомогильник размещали на высоком месте (чтобы ядовитые продукты распада не попадали в грунтовые воды), не ближе полукилометра от населенного пункта. Но особенную опасность скотомогильники представляли (и представляют по сей день) в случае захоронения в них животных, погибших от опасных инфекционных болезней. В частности, возбудители сибирской язвы сохраняют свою активность около 300 лет (в случае вскрытия или размыва старого скотомогильника возбудитель попадает во внешнюю среду и становится реальной опасностью для людей и животных). Все это стало причиной запрета на использование и строительство скотомогильников.
Более современный способ (это уже подходит под понятие «утилизация») – захоронение трупов животных в биотермических ямах. Биотермическая яма представляет собой специальное инженерное сооружение: яму, глубиной не менее 10 метров с бетонированным дном и стенками, с обязательной обширной санитарной зоной вокруг строения. Процесс распада трупов происходит под влиянием микроорганизмов. Правильно оборудованная яма теоретически обеспечивает полное перегнивание трупа и не допускает попадания продуктов распада в грунтовые воды. Но на практике этот метод является не слишком экономичным. К тому же при строительстве таких ям нередко допускали просчеты – копали неглубокий, не более 3 метров, котлован, отказывались от полного бетонирования или «для острастки» засыпали в яму сильные дезинфицирующие вещества, которые убивали бактерии, разлагающие трупы. В итоге из биотермической ямы захоронение превращалось в «братскую могилу» – источник заражения для округи. В связи с этим в последние годы старые биотермические ямы в некоторых регионах еще используют, но новые практически не строят.
Самый современный вариант
Самым прогрессивным, экономичным и экологичным считается переработка трупов животных на специальных заводах. Если ваша лошадь пала в черте города или в густонаселенной сельской местности, вам просто негде ее закопать, а вы хотите выйти из положения цивилизованным путем, обращайтесь на завод. Подобные заводы есть во многих регионах, в Московской области – это «Эколог», расположенный неподалеку от города Люберцы.
На утильзаводе с помощью современных технологий труп животного перерабатывают в мясокостную муку, которая идет на корм сельскохозяйственным животным. Если животное пало от опасной инфекции, его сожгут в трупосжигательной печи, а останки (около 7% от исходной массы животного) захоронят на специальном полигоне.
Как правильно поступить?
Можно ли коневладельцу захоронить свою лошадь цивилизованно? Как мы уже говорили, в России вы вряд ли найдете скотомогильник. Организовать собственную биотермическую яму даже для среднего хозяйства экономически нецелесообразно (и могут не разрешить санитарные инстанции), а вот поискать их в округе, обратившись к территориальным ветеринарно-санитарным органам, вполне реально. Правда, для захоронения в биотермической яме вас, вероятно, обязуют произвести патологоанатомическое вскрытие трупа и получить ветеринарно-санитарную справку о причинах гибели животного и также произвести исследования на предмет опасных инфекционных болезней, прежде всего на сибирскую язву.
В Московской области владелец может обратиться на завод «Эколог» (позвонив по телефону 558-54-69). Но и в этом случае нужно будет произвести патологоанатомическое вскрытие и ряд лабораторных исследований, на основании которых решат, как утилизировать труп – переработать на мясокостную муку или сжечь, а останки захоронить. Завод «Эколог» имеет собственный транспорт для вывоза трупов животных, но за услуги по вывозу и утилизации трупа владельцу придется заплатить.
Что случится с лошадью после ее смерти – в конечном итоге это придется решать человеку – владельцу, заводчику, ветеринарному врачу. И пусть это решение будет гуманным по отношению к лошади, грамотным по отношению к окружающей среде – то есть, в конечном итоге, цивилизованным.

Благородных животных рядом со своими хозяевами хоронили в полной боевой амуниции.


Фото: Наталья ФЕДОРЕНКО

На богато оформленных уздечках скакунов выгравированы причудливые узоры.

До недавнего времени изучать быт и уклад жизни селившихся на территории современной Кубани древних народов местные археологи могли только по курганным могильникам (в них погребали исключительно представителей знати) и остаткам поселений. Обнаруженный же недалеко от Новороссийска погост не похож ни на один ранее исследованный объект. Не исключено, что это первый найденный в России грунтовый могильник эпохи ранней бронзы (в нем, в отличие от курганов, хоронили рядовых воинов и земледельцев). Еще одним сюрпризом для ученых при раскопках доисторического кладбища стал целый табун лошадей. Скакуны пролежали в земле более четырех тысяч лет на глубине всего в один метр!

Пока мы нашли останки 20 животных, - рассказал «Комсомолке» заведующий отделом археологии Новороссийского исторического музея-заповедника Александр Шишлов. - В соответствии с погребальным обрядом того времени, животных хоронили рядом с прахом их хозяев. От всадников, правда, ничего уже не осталось, а вот хорошо сохранившиеся останки коней представляют собой весьма любопытный объект для исследований.

Забивали лошадей в полной боевой амуниции. Практически в неизменном виде до наших дней дошли бронзовые уздечки. Все они украшены богатым орнаментом с причудливыми узорами. Среди находок в обнаруженном чуть западнее в станице Натухаевской могильнике - сабли и наконечники стрел.

Информации о найденном в окрестностях города-героя захоронении эпохи ранней бронзы пока еще нет ни в одном справочнике. На уникальный памятник археологии исследователи наткнулись в районе прохождения ветки газопровода «Южный поток».

Площадь могильника составляет около шести тысяч квадратных метров, - добавляет Александр. - Артефакты позволят еще лучше узнать о жизни наших с вами предков.

PS у каждого скифского кургана археологи находят захоронение коня вместе с конюхом. Это визитная карточка скифских погребений знатных князей.

Скифы, как мы узнаем из их собственного гордого и дерзкого ответа на язвительные замечания Дария, ценили места захоронений своих предков выше всего, поклоняясь им со страстью, которая, возможно, увеличивалась из-за отсутствия у них храмов и святых мест. Для них церемония захоронения была чрезвычайно таинственным и величественным ритуалом, но она также была и исключительно дорогим делом, учитывая не только физические затраты, материальные ресурсы и бытовые предметы, но прежде всего человеческую жизнь. Потери лошадей были особенно велики. Недавние открытия показывают, что от лошадей с дефектами ног иногда избавлялись в Венгрии, и часть тех, что были похоронены в алтайских могилах, страдала от таких же дефектов. Но много лошадей, найденных в Пазырыке, были в отличном состоянии в момент своей смерти. Что касается юга России, то данные по этому вопросу отсутствуют, но число лошадей, убитых во время похорон важных персон на Кубани, было огромным. Там цифры достигали десятков и сотен голов, а самая большая зарегистрированная цифра относится к захоронению в Ульском, где было похоронено около четырехсот лошадей .
...
В могиле также был найден большой бронзовый котел высотой три фута, по краю которого выстроились в ряд шесть великолепно выполненных козлов, которые служили его ручками. Здесь же находился и бронзовый котел меньших размеров, много мелких предметов из золота, большая, украшенная орнаментом золотая пластина, которая когда-то была сорвана с царского колчана, пять великолепных мечей и множество черепков изящной греческой керамики. Снаружи погребальной камеры, но в том же самом кургане, лежали десять лошадей в полной сбруе. Сбруя пяти лошадей была украшена золотом, а снаряжение остальных — серебром .

фрагменты конской упряжи и ритуальные предметы эпохи скифов


скиф на коне, Алтай

Половецкий всадник - фрагменты украшений и оружия, внизу реконструкция захоронения боевого коня

Из темы о конской упряжи

В 1927 г. Руденко и Грязное сумели осмотреть еще одну группу могил, во многом похожих на эту. Они были расположены в Шибе вблизи реки Урсуль. Самый большой из этих курганов напоминал пазырыкские захоронения. Он имел около 130 футов в диаметре, но опять высота каменной насыпи была всего лишь около 6 футов, а погребальная камера находилась приблизительно на глубине 21 фута. Это была могила старика. Его тело покоилось в деревянном гробу, рядом с которым лежало тело мальчика. В северной части могилы были помещены тела четырнадцати лошадей , но это захоронение было разграблено в древности, и в нем осталось мало ценного. В 1934 г. Киселев раскопал другой курган, принадлежавший к этой группе. Он хранил в себе тела старика монголоидного типа и женщины, обернутой в красный шелковый саван, отделанный золотыми бляшками. На ней была надета золотая диадема, а рядом с ней лежало зеркало и различные другие ценные предметы, которые имели сильное сходство с пазырыкскими находками. В 1950 г. было исследовано еще несколько захоронений, сильно напоминающих пазырыкские. Они находились в Басадаре, расположенном в этой же самой местности. В этом случае тело лежало в деревянном гробу, боковины которого были украшены резьбой, изображающей идущих в ряд слева направо четырех тигров. Они вновь появляются на крышке гроба вместе с двумя оленями, двумя кабанами и тремя горными козлами, переданными в более гибком стиле, чем те, что были найдены в Пазырыке. Шестнадцать лошадей были погребены в этой могиле , которая, несмотря на необычный вид гроба, вероятно, также принадлежала племени, схожему с тем, которое жило в Пазырыке.

Взнузданный и оседланный конь табунщика с чертомлыцкой вазы (IV в. до н.э.)
Чертомлыцкая ваза. Изображения стреноженной лошади. Ученые указывают на существование двух типов лошадей у скифов-саков: мелкие лошадки (130 см) - походу такая изображена на картинке, и вторая - верховые в основном яркорыжие (146-150 см).

Лошади обнаруживаются также и в Америке. Как они туда попали? Странный вопрос. Также, как и люди! По Беринговому мосту (перешейку Anian).

Первые люди обосновались на северо-восточной окраине Североамериканского континента в период между 22 и 16 тыс. лет назад. Новейшие генетические и археологические данные свидетельствуют о том, что обитателям Аляски удалось проникнуть на юг и быстро заселить обе Америки около 15 тыс. лет назад, когда открылся проход в ледниковом щите, покрывавшем большую часть Северной Америки. Культура Кловис, внесшая заметный вклад в истребление американской мегафауны, зародилась около 13,1 тыс. лет назад, спустя почти два тысячелетия после заселения обеих Америк.

Как известно, первые люди проникли в Америку из Азии, воспользовавшись сухопутным мостом — Берингией, которая во времена оледенений соединяла Чукотку с Аляской. До недавнего времени считалось, что примерно 13,5 тыс. лет назад переселенцы впервые прошли по узкому коридору между ледниками в западной Канаде и очень быстро — всего за несколько веков — расселились по всему Новому Свету вплоть до южной оконечности Южной Америки. Вскоре они изобрели крайне эффективное охотничье оружие (культура Кловис; см. также Clovis culture) и перебили большую часть мегафауны (крупных животных) на обоих материках (см.: Массовое вымирание крупных животных в конце плейстоцена).

Однако новые факты, полученные генетиками и археологами, показывают, что в действительности история заселения Америки была несколько более сложной. Рассмотрению этих фактов посвящена обзорная статья американских антропологов, опубликованная в журнале Science.

Кроме того, культ коня был распространен по всей Евразии. Например Стилизованные изображения коней служат охранными символами как в орнаменте, так и украшая навершия домов.

И какая же русская изба без конька? ;)


Северная изба

И завершу тему памятником литературы, дошедшим до нас через тысячелетия:

Пусть боевой конь принесёт нам прекрасных коров, прекрасных коней,

Детей мужского пола, а также богатство, кормящее всех!

Самый древний, подробно описанный ритуал жертвоприношения белого коня - это, пожалуй, ведическая Ашвамедха («Яджур-веда»). Коня вводили в магический круг, украшали и ублажали, затем отпускали на волю ровно на год, и никто не смел под страхом смертной казни остановить этого коня на его пути. Ровно через год коня закалывали всё в том же круге. Ритуал в целом довольно сложный, подробней о нём желающие могут прочитать в Википедии. В структуре обряда Ашвамедха ясно видны элементы космогонического характера - конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует\воспроизводит сам акт Творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев и иранцев, греков и славян, в Риме был схожий ритуал "октябрьского коня".

Ещё конь является воплощением бога Агни - бога Огня, посредника между двумя мирами, который сопровождает души умерших в поднебесье. В "Ригведе" само небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами.
Ашвины ("обладающие конями" или "рожденные от коня") - божественные близнецы ведической мифологии, солярные божества. Они - "всезнающие", "божественные врачи" - помогают в беде, приносят богатство, дают жизненную силу, и... возвращают жизнь умершим.

Размышляя о положении, занимаемом лошадьми в похоронных церемониях и таинствах, мы сталкиваемся с жертвоприношениями и ритуалами, призванными воздать почести богу войны. Причина заключается в том, что лошадь широко использовалась для достижения военных целей и потому еще с древнейших времен связывалась с Марсом. А война всегда идет рука об руку со смертью.

Чтобы проиллюстрировать нашу точку зрения, начнем данную главу с отрывка из «Иллюстрированной Библии».

Геродот сообщает, что скифы (у которых не было укрепленных городов, только палатки, и которые воевали, сидя в седле, вооруженные луком и стрелами) приносили в жертву богу войны людей – пленных, захваченных в бою, и лошадей. В каждой области существует алтарь бога Марса, построенный следующим образом: большое количество мелких деревьев связано в пучки, соединено и уложено на трех стадиях земли, покрывая всю площадку и в длину и в ширину, но непропорционально по высоте. Верхушка квадратная, три стороны перпендикулярны, четвертая – плавный уклон для легкого доступа. Сто и еще пятьдесят нош вязанок хвороста каждый год приносят на это место, потому что дерево зимой гниет. На каждой из груд устанавливается старая сабля, называемая ликом Марса, которому каждый год приносят в жертву лошадей и прочий скот, причем в количестве намного большем, чем другим богам.

Животных удушают, затем с них сдирают шкуры, потом мясо варят на костре из костей. Часть оставляется богу. После смерти скифского царя тело бальзамировали и укладывали на ложе, окруженное копьями и расположенное в углублении. Одну из его жен или наложниц, а также виночерпия, конюха, слугу, посыльного и нескольких коней удушали и помещали в том же углублении вместе с всевозможной утварью и наполненными золотом сосудами. Затем яму закрывали, а сверху насыпали курган.

По истечении года выполнялись следующие обряды: из царских служащих и челяди, состоявшей только из коренных скифов (царю не могли прислуживать люди, купленные за деньги), выбирались слуги, которые могли оказаться наиболее полезными. Таких набирали пятьдесят человек. Их удушали, а с ними еще пятьдесят прекрасных коней. Из тел извлекали внутренности, наполняли их соломой и зашивали. После этого укладывали две полукруглых доски на четыре деревянных столба, установленные на удобном расстоянии. Когда же таких каркасов оказывалось достаточное количество, на них устанавливали коней, предварительно пронзив их прочным шестом через все туловище до самой шеи. Одна полукруглая доска поддерживала плечи или грудь лошади, другая – заднюю часть. Ноги висели в воздухе. Затем каждую лошадь взнуздывали и, развесив вожжи во всю длину на столбах, поставленных для этой цели, сажали одного из пятидесяти умерщвленных молодых людей на каждую лошадь. Его удерживал тонкий шест, которым пронзали тело вдоль позвоночника. Он вставлялся в специальное гнездо, сделанное для этой цели в шесте, пронзившем туловище лошади. Таких всадников устанавливали вокруг кургана и уходили.

Анна Кингсфорд, изучившая тонкости религиозных обрядов, в своей замечательной работе «Одетые солнцем» дала свое толкование странных похоронных обрядов. По крайней мере, думаю, читатель согласится с тем, что речь идет именно о них, хотя автор и не дает точных указаний.

«В таинстве Ареса – бога воины приносили в жертву и ели мясо человека и мясо коня, который также воевал вместе с человеком. Этот круг находится за пределами царства четырех кругов и принадлежит хищным зверям. И его звезда красная. Словно от крови убитых. Но оргии Ареса, имеющего голову овна, ни один человек не праздновал, только в войне… Но Арес имел свое внутреннее значение. О знание, тебя трудно постичь! Лошадь (которая есть символ разума) умирает для тебя, и воин пронзен. Человек войны и человек сильный – колеса в твоей колеснице…»

Эти скифы, вероятно, были монголами. Во всяком случае, от известного исследователя Средневековья де Плано Карпини мы знаем, что у монголов существовал очень похожий обычай. Там, когда умирал человек благородного происхождения, его хоронили в сидячем положении в палатке, а вместе с ним – кобылу, жеребенка и оседланного коня, чтобы в мире духов умершему был обеспечен кров, молоко, чтобы утолить жажду, и конь, чтобы не ходить пешком. Еще он мог в мире ином разводить лошадей. Более того, его друзья убивали еще одну лошадь, ели ее мясо и жгли кости ради благополучия души ушедшего. Затем они набивали шкуру соломой и устанавливали ее с помощью системы шестов.

Еще более раннее описание подобного обряда дано арабским путешественником Ибн Батутой, жившим в XIV веке. Он описал похороны убитого в сражении китайского императора. Церемония происходила в Пекине. В одном склепе с императором были похоронены четыре молодые служанки и шесть стражников. Над ним был насыпан земляной холм большой высоты. Четырех коней заставили бегать вокруг холма до тех пор, пока они не выдохлись. После этого их убили, пронзили кольями и установили вокруг могилы, чтобы они охраняли императора и служили ему в другом мире.

Патагонские индейцы тоже хоронили своих вождей подобным образом. Они приносили в жертву четырех лошадей, изготавливали их чучела и устанавливали на кольях, по одной на каждом из четырех углов могилы. Мясо лошадей съедали. Когда же умирал рядовой член племени, убивали его любимую лошадь таким же образом, как описано выше, при этом голова лошади была обращена в сторону могилы хозяина.

Индейцы знаменитого племени – команчи – в Техасе убивали и хоронили лошадей своих умерших соплеменников, чтобы ушедшие могли наслаждаться верховой ездой на земле Счастливой Охоты. Вдовы окружали тела и с громкими стенаниями начинали наносить себе раны ножами, пока не падали от большой потери крови. В знак траура у лошадей племени подрезали хвосты и гривы. Как мы убедимся, последнее являлось широко распространенным обычаем у древних людей самых различных наций и верований, живших на разных континентах. Поэтому этот обычай вряд ли может иметь общее происхождение, скорее, он возник спонтанно, как естественный способ выразить глубочайшее горе.

Говорят, у фиванцев этот обычай появился после смерти Пелопида. Александр Великий в знак траура по случаю смерти Гефестиона повелел остричь гривы лошадей и мулов.

Плутарх утверждает, что греки оценивали важность своей победы над персами в сражении при Платеях (479 год до н. э.) не по числу убитых, оставшихся на поле брани, а по скорби варваров, которые в горе остригали себе волосы, а также гривы лошадей и мулов.

Геродот сообщает, что персы, оплакивая смерть погибшего в сражении Масиста, обривали свои головы, остригали гривы лошадей и вьючных животных.

Интересен контраст описанных обычаев с существовавшими до последнего времени в Англии.

Черная похоронная лошадь Викторианской эпохи не считалась соответствующей важности момента без развевающихся хвоста и гривы, которые должны быть чем длиннее, тем лучше.

Следует заметить, что в Англии военные похороны – единственная пышная церемония, в которой лошадь участвует без всадника. Оседланного коня павшего офицера ведут вслед за гробом к могиле, при этом с седла свисают обращенные в противоположную сторону сапоги его хозяина – по одному с каждой стороны. Сей древний обычай, очевидно, восходит к тем временам, когда лошадь вели к могиле хозяина, чтобы там убить, и он мог ею воспользоваться в том мире, куда отправился.

Пример такого обычая во времена, когда вера была ведущей силой в жизни человека, стал известен после вскрытия гробницы Хильдерика, отца Хлодвига. В ней был обнаружен скелет его боевого коня, а также сотни золотых украшений, красовавшихся на его упряжи во время похоронной процессии.

Но вернемся к относительно недавним событиям. В эпоху Тюдоров на похоронах сэра Филиппа Сиднея оруженосец вел его боевого коня, на котором сидел один из пажей, волочивший за собой сломанное копье. Этот конь двигался непосредственно за катафалком, следом за ним второй оруженосец вел «парадного» коня, использовавшегося только по особым случаям. Он был покрыт расшитой золотом попоной, на нем ехал паж в парадном облачении и с боевым топором, повернутым в обратную сторону. Какая судьба постигла этих благородных животных, история умалчивает. Возможно, они окончили свои дни в рабстве, или же новый хозяин оказался к ним добр. В глубокой древности такой вопрос не мог возникнуть.

Мы уже упоминали о викторианской похоронной лошади. Когда хоронили герцога Веллингтона, катафалк везли двенадцать лошадей. Они были с головы до щеток над копытами укутаны в черный бархат, а на их головах покачивались черные страусовые перья. За катафалком следовал буланый конь в снаряжении малинового цвета. Это был «почетный конь», приятно выделявшийся на фоне мрачной процессии. Следом вели любимого коня герцога, на котором он ездил в последние годы. И этот одинокий скакун, шедший за гробом потерянного хозяина, являл собой куда более трогательную картину, чем вся помпезная церемония.

Этот весьма впечатляющий обычай существовал и в более позднее время. В «Дэйли мейл» от 27 июня 1922 года опубликована фотография коня фельдмаршала сэра Генри Вильсона, которого вели за гробом хозяина к месту упокоения последнего в соборе Святого Павла.

Убийство боевого коня на могиле хозяина описано Генри Лонгфелло в стихотворении, посвященном погребению краснокожего индейского вождя.

Прежде чем темноволосые девы

Споют погребальную песнь усопшему,

Приходит длинная процессия

Седовласых старейшин и известных воинов.

С тяжелыми сердцами и полными горя глазами

Они ведут боевого коня своего вождя.

Лишенный своего славного боевого облачения,

Без узды, без поводьев и без всадника,

С мечущимися глазами и раздувающимися ноздрями,

Тяжелой и нетерпеливой поступью

Он идет, и его гордые глаза

Ищут хозяина в толпе.

Вождя хоронят. И возле его могилы

Остается только боевой конь.

И быстрая стрела находит свой путь

К его благородному сердцу.

Одно короткое ржание, и в долине мертвых

Всадник снова обретает своего коня.

Похороны Миннисинка

У народов Кавказа существовал широко распространенный обычай завершать погребальную церемонию или отмечать годовщину смерти великих вождей и отважных воинов играми, в которых существенное место занимали скачки. Наградой за победу в них часто были лошади, иногда сотни превосходных лошадей. Нередко в них участвовал и конь усопшего.

В некоторых местах до последнего времени бытовала традиция обрезать уши любимого коня усопшего, выражая таким образом его скорбь по ушедшему хозяину. К счастью, эта жестокая модификация обычая обрезать гривы и хвосты коней прекратила свое существование.

Две знаменитые ирландские ярмарки – в Кармане и Таилтине, отличительной особенностью которых являются скачки, раньше были предназначены для чествования умерших, как и Олимпийские игры.

Подобные конные игры описаны Вергилием, а Тацит упоминает, что германский принц, присоединившись к конским играм, выполнил погребальную церемонию в честь своего отца.

После гибели Патрокла Ахиллес сказал мирмидонянам, что не следует распрягать коней, и призвал вместе с ними скорбеть по Патроклу, поскольку тем самым ему будут возданы самые большие почести. А уже после того, как дань скорби будет отдана, можно будет распрячь светлогривых коней и устроить вечернюю трапезу. После этого мирмидоняне во главе с Ахиллом трижды объехали на конях и колесницах вокруг тела Патрокла.

Позже, когда начались погребальные игры в честь Патрокла, Ахилл, установивший призы победителям гонки на колесницах, сказал, что горе от потери любимого друга не позволяет ему принять участие в состязаниях, что он непременно сделал бы, если бы речь шла о потере человека не столь дорогого его сердцу. Ахилл остро чувствовал, что кони Патрокла тоже горюют. Он заверил мирмидонян, что вынесет это горе, так же как и славные кони в конце концов переживут потерю ездока, которого так любили. Патрокл всегда был к ним добр и часто умащивал их шелковистые гривы нежным маслом, когда купал их в чистых водах реки. Это о нем горюют кони, опустив головы так низко к земле, что их гривы покрылись пылью.

У северных народов лошадь тоже ассоциируется со смертью и похоронными обрядами.

Когда богиня смерти Хель, или Гела, покидала подземное царство, чтобы посетить землю и побывать среди смертных, она садилась на трехногую белую лошадь.

Доктор Гримм отмечал, что в датских легендах Хель появлялась, чтобы предсказать несчастье или эпидемию или, по более ранним версиям, чтобы собрать и увести умерших, предназначенных ей богами. В более поздних версиях она появлялась не верхом, а в колеснице. Богиня не была разрушительной, и чем дальше мы прослеживаем памятники северной мифологии, тем более утонченным, милосердным и божественным представляется характер этой всадницы. Это уже позднее дружественная посланница постепенно превратилась в жестокую, свирепую фурию. Христианство не признает богиню смерти, но внушило своим сторонникам называть ее именем место вечных мук.

Но вернемся к первозданному образу богини-матери, едущей на трехногом белоснежном скакуне, чтобы предупредить о грядущем несчастье. Она пришла, как друг, чтобы освободить от горя и боли. Тогда смерть и ад не страшны.

Когда Хермод отправился к Геле, он ехал на коне Одина Слейпнире. Но ее царство было так далеко от мест обитания смертных людей, что даже с таким прекрасным конем он путешествовал девять дней и ночей, прежде чем достиг реки Гьёлль, протекавшей по границе Нифльхейма – подземного царства. Мост через эту реку был стеклянным и висел всего лишь на одном волоске, но по нему должны были пройти все души умерших. Они обычно ехали верхом или в колясках, которые именно для этого сжигали вместе с телами на погребальном костре.

Когда Хермод ехал через мост, чтобы попытаться освободить Бальдура (солнечного бога) из царства смерти, поступь Слейпнира сотрясла конструкцию больше, чем целая армия духов, и страшный скелет Модгуд, заставлявший каждого духа платить ему дань кровью, прежде чем позволить ему пройти, вопросил:

Кто ты на черном и свирепом скакуне,

Под чьими копытами мост через реку Гьёлль

Дрожит и качается? Скажи мне, какой ты расы и

И не потревожили мост так, как ты один.

Хермод объяснил, кто он такой и зачем пришел, после чего получил ответ, что Бальдур проехал по мосту не так давно. Хермод поспешил дальше:

Пока он не встретил длинную стену,

Преграждающую ему путь, а в стене ворота.

Тогда он спешился и подтянул подпругу

У Слейпнира, коня Одина, затем

Заставил его перепрыгнуть ворота и попасть внутрь.

Мэтью Арнольд. Бальдур мертв

Хермоду удалось получить разрешение освободить Бальдура при условии, что абсолютно все подданные оплакивают бога.

Все подданные действительно горевали о потере солнечного божества, но нашлась лишь одна сморщенная старуха, которая поинтересовалась: «Что сделали для меня боги? Ради чего я должна оплакивать Бальдура? Пусть Хель оставит его в царстве мертвых!» Тем самым участь божества была решена. Его трон был установлен в мрачном царстве Хель, и плачущие девы развернули вечный покров, чтобы воздать почести богу света в царстве тьмы.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама