Ударные микроциклы Характеризуются болыпцм суммарным объемом работы и высокими нагрузками. Их основной задачей является стимуляция адаптационных процессов в организме спортсмена. В силу этого ударные микроциклы составляют основное содержание специально-подготовительного этапа подготовительного периода. Широко применяются ударные микроциклы и в соревновательный период.
Общий объем работы, соотношение работы на суше и в воде, количество занятий с большими нагрузками и другие показатели, отражающие суммарную нагрузку и преимущественную направленность тренировочного процесса должны соответствовать полу и специализации пловца (табл. 19.2).
Суммарный объем работы и основные характеристики нагрузок у женщин на 10-15% ниже чем у
Мужчин. У спринтеров общий объем работы меньше на 10- 15 %, а объем плавания на 20 - 25 % по сравнению со стайерами. У спринтеров и занятия с большими и значительными нагрузками планируются реже. В тоже время они по сравнению со стайерами, выполняют больший объем работы силовой направленности на суше, что абсолютно понятно, если учесть значимость силовых качеств для достижения высоких результатов на коротких дистанциях. Примером довольно эффективного построения ударного микроцикла на первом (общеподготовительном) этапе подготовительного периода может быть программа олимпийского чемпиона 1992 г. М. Тьюксбери (табл. 19.3).
Микроцикл построен на материале занятий комплексной направленности с разнообразной программой, что обеспечило совершенствование различных компонентов подготовленности (аэробные и анаэробные возможности, скоростные
ГЛАВА 19 Построение Программ Микроциклов
Качества, совершенствование техники и др.) и одновременно позволило выполнить большой объем работы в каждом занятии.
Следует указать, что отдельные ударные микроциклы с акцентом на развитие скоростных качеств требуют заметного снижения суммарного объема работы, который может быть существенно ниже, представленного в таблице 19.2.
Ударные микроциклы, по сравнению с микроциклами других типов, характеризуются особо большим как общим количеством тренировочных занятий (2 - 3 - в день, 12-14 - в неделю - в воде и 3 - 6 занятий на суше), так и занятий с большими и значительными нагрузками (до 5 -6 в неделю). Поэтому, с одной стороны, они являются мощным стимулом развития адаптационных реакций и повышения подготовленности пловцов, а, с другой, при неправильном построении, способны привести к переутомлению,
Перенапряжению важнейших функциональных систем и, в первую очередь, центральной нервной и сердечно-сосудистой. Поэтому очень важно построить микроцикл так, чтобы он позволял эффективно решать все основные задачи, соответствующие тому или иному этапу подготовки.
Методика построения тренировочных микроциклов зависит от ряда факторов, но в первую очередь от особенностей протекания утомления и восстановления в результате нагрузок отдельных занятий. Чтобы правильно построить микроцикл, необходимо знать, какое воздействие на спортсмена оказывают различные по величине и направленности нагрузки, какова динамика и продолжительность процессов восстановления после них. Не менее важными являются сведения и о кумулятивном эффекте нескольких занятий с различными по величине и направленности нагрузками,
ЧАСТЬ 4 Построение Процесса Подготовки Пловцов
ЧАСТЬ 4
Построение Процесса Подготовки Пловцов
О возможностях использования малых и средних нагрузок для интенсификации у спортсменов процессов восстановления после занятий с большими и значительными нагрузками. При планировании в течение дня двух, трех и более занятий с различными нагрузками необходимо знать закономерности колебаний специальной работоспособности в течение дня и их обуславливающие механизмы.
Чередование нагрузок и отдыха в микроцикле может привести к реакции трех типов: а) максимальному росту тренированности; б) незначительному тренировочному эффекту или полному его отсутствию; в) переутомлению спортсмена. Реакция первого типа характерна для всех случаев, когда в микроцикле применяется оптимальное количество занятий с большими и значительными нагрузками при рациональном их чередовании как между собой, так и с занятиями с меньшими нагрузками. Если в микроцикле незначительное количество занятий с нагрузками, способными служить стимулом к росту тренированности, то возникает реакция второго типа. И, наконец, злоупотребление большими нагрузками или же их нерациональное чередование могут привести к переутомлению спортсмена, т. е. вызвать реакцию третьего типа.
Знание в каждом конкретном случае особенностей утомления пловцов в результате выполнения программы занятий, а также характера и продолжительности процессов восстановления позволяет обеспечить сочетание занятий в микроцикле, при котором создаются оптимальные условия для совершенствования различных сторон подготовленности пловца.
Направленность занятий в значительной мере обусловливает особенности утомления спортсменов и продолжительность их восстановления. Одни занятия оказывают локальное воздействие на организм, предъявляя высокие требования к отдельным функциональным систе-
Мам, другие - достаточно широкое, определяемое участием в обеспечении работы ряда функциональных систем организма.
Протекание процессов утомления и восстановления после занятий с большими нагрузками различной направленности имеет много общего: во всех случаях отмечается волнообразное изменение возможностей функциональных систем преимущественно определяющих эффективность выполняемой работы и четко прослеживаются фазы снижения работоспособности, ее восстановления и суперкомпенсации.
Продолжительность восстановительных процессов во многом зависит от направленности занятий. Функциональные возможности спортсменов наиболее быстро восстанавливаются после занятий скоростной направленности и направленных на повышение координационных и скоростно-силовых качеств. Период восстановления после занятий такой направленности с большими нагрузками у пловцов высокой квалификации обычно завершается в течение 2 - 3 дней. Занятия, способствующие развитию различных видов выносливости, характеризуются более длительным протеканием восстановительных процессов. Например, после напряженных занятий, направленных на повышение аэробных возможностей и вызывающих глубокое исчерпание углеводных ресурсов организма, период восстановления может затянуться на 5 -7 дней.
Следует также отметить влияние индивидуальных возможностей спортсменов на интенсивность и продолжительность их восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок.
Последействие занятий со значительными нагрузками существенно отличается от влияния занятий той же направленности с большими нагрузками. Период восстановления после занятий со значительной нагрузкой более чем вдвое короче
ЧАСТЬ 4 Построение Процесса Подготовки Пловцов
Рис. 19.3
Последействие двух занятий скоростной направленности с большими нагрузками, проведенных с интервалом 24 Ч (схема): С - Повышение скоростных возможностей; 1 - скоростные возможности, 2 - выносливость при работе анаэробного характера, 3 - выносливость при работе аэробного характера
Вости к работе алактатного и лактат-ного анаэробного характера, выносливости к работе аэробного характера), тем более широкий, но менее выраженный характер носит утомление. Сужение круга задач (например, развитие скоростных качеств и специальной выносливости) локализует утомление, делает его более выраженным, а восстановительные процессы более длительными.
Таким образом, утомление после тренировочных занятий различной направленности, имеет конкретный характер. Отмечается резкое угнетение тех качеств и способностей, которые обеспечивали выполнение тренировочных программ. В то же время спортсмены способны проявлять высокую работоспособность при двигательной деятельности, обеспечиваемой преимущественно другими системами. Это требует постоянного учета специфики воздействия на организм пловца программ каждого конкретного занятия, а также особенностей воздействия сочетания занятий с различными по величине и направленности нагрузками, проводимых через различные интервалы времени.
Рассмотрим наиболее характерные примеры, позволяющие составить представление об общих закономерностях суммарного воздействия на организм спортсменов нескольких тренировочных занятий. Эти сведения помогут составить программы ударных микроциклов так, чтобы обеспечить высокую работоспособность пловцов, эффективное выполнение ими программ отдельных занятий, а также предупредит переутомление.
Прежде всего остановимся на воздействии двух занятий одинаковой направленности в случае, когда второе проводится при недр-восстановлений функциональных возможностей после первого. Например, два занятия скоростной направленности с большими нагрузками, проведенные с интервалом в 24 час, приводят к такому же по характеру утомлению, как и одно занятие (рис. 19.3). Однако после двух занятий оно значительно сильнее. Через сутки после двух занятий, направленных на повышение скоростных возможностей, пловец не в состоянии достигнуть своей максимальной скорости. Выносливость при работе анаэробного характера угнетена в меньшей мере, а выносливость при работе аэробного характера остается на уровне, часто даже превышающем исходный. Таким образом, повторное занятие с большой нагрузкой усугубляет утомление, не изменяя его характера. Работоспособность спортсмена при выполнении программы второго занятия значительно снижена: при одних и тех же внешних показателях утомления он, обычно не в состоянии выполнить более 75 - 80 % работы, предложенной накануне. Особенности воздействия двух однотипных занятий с большими нагрузками практически не зависят от направленности занятий, периода подготовки и квалификации спортсмена.
Учитывая это, планировать в микроцикле подряд два занятия одинаковой направленности с большими нагрузками следует осторожно и лишь при подготовке квалифицированных и хорошо тренированных пловцов, и только в случае, когда ставится задача повышения выносливости различных видов.
Суммарное воздействие двух занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности, проведенных с интервалом 24 ч, принципиально отличается от влияния одинаковых по
ГЛАВА 19 Построение программ микроциклов
Рис. 19.4
Последействие двух занятий различной преимущественной направленности, проведенных с интервалом 24 ч (схема): С — повышение скоростных возможностей; А — повышение выносливости при работе аэробного характера; 1 — скоростные возможности, 2 - выносливость при работе анаэробного характера, 3 - выносливость при работе аэробного характера
Рис. 19.5
Один из возможных вариантов сочетания в микроцикле занятий с большими нагрузками различной направленности (схема): С — повышение скоростных возможностей; Ан — повышение выносливости при работе анаэробного характера; А — повышение выносливости при работе аэробного характера;
1 — скоростные возможности,
2 — выносливость при работе
Анаэробного характера,
3 — выносливость при работе
Аэробного характера
Направленности занятий. Большая нагрузка на фоне утомления после предыдущего занятия, не усугубляет утомление, а угнетает другую сторону работоспособности спортсмена. Например, если после занятия, направленного на повышение скоростных возможностей, проводится занятие, способствующее повышению выносливости при работе аэробного характера, то происходит значительное угнетение последней. В то же время второе занятие существенно не снижает скоростных возможностей (рис. 19.4). С аналогичным явлением мы встречаемся и при анализе суммарного воздействия на организм пловцов иных сочетаний занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности.
Таким образом, в рациональном чередовании в микроцикле занятий с большими нагрузками различной направленности таятся большие резервы оптимизации тренировочного процесса (рис. 19.5).
В связи с большим количеством занятий в ударных микроциклах интересно рассмотреть особенности взаимодействий в течение дня занятий с различными по величине и направленности нагрузками.
Интенсификация восстановления после занятий с большими нагрузками наблюдается в том случае, если дополнительные занятия с ма-
Лыми или средними нагрузками предполагают работу принципиально иной направленности (рис. 19.6). Например, если после занятия с большой нагрузкой, направленного на повышение скоростных возможностей, проводится занятие со средней или малой нагрузкой, предполагающее развитие выносливости при работе аэробного характера, то уже через сутки после занятия с большой нагрузкой скоростные возможности восстанавливаются почти до исходного уровня. Проведение дополнительных занятий такой же направленности со средними нагрузками усугубляет утомление, вызвМнное занятием с большой нагрузкой, не изменяя его конкретного характера.
Таким образом, интенсификация восстановления после занятий с большими нагрузками наблюдается лишь тогда, когда в дополнительных занятиях применяется работа иной направленности, при выполнении которой работоспособность определяется преимущественным функционированием иных систем и механизмов, чем при занятиях с большими нагрузками. Например, работоспособность в занятиях, направленных на повышение скоростных возможностей или выносливости при работе анаэробного характера, обусловлена, в первую очередь, состоянием нервно-мышечного аппарата, содержанием в мышцах макроэргических веществ, совершенством компенсаторных механизмов, обеспечивающих поддержание внутреннего гомеостаза в анаэробных условиях мышечной деятельности; занятия же, направленные на повышение выносливости при работе аэробного характера, активизируют все системы и механизмы, связанные с поступлением, транспортом и утилизацией кислорода.
При подготовке квалифицированных пловцов в ударных микроциклах, как правило, планируется два занятия в воде в течение дня, одно основное, а второе - дополни-
ЧАСТЬ 4 Построение Процесса Подготовки Пловцов
|
|
Рис. 19.6
Влияние занятий
Особенности последействия
Занятий с большими
С - повышение скоростных
Возможностей; А - повышение
Выносливости при работе
Аэробного характера;
Б - занятия с большой
Нагрузкой; Ср — занятия
Со средней нагрузкой;
1 - скоростные возможности,
2 - выносливость при работе
Анаэробного характера,
3 — выносливость при работе
Аэробного характера
Тельное. В основных занятиях пловец выполняет большой объем работы, направленной на развитие качеств и способностей, влияющих на результат и получает значительную или большую нагрузку. Эти занятия оказывают решающее влияние на рост тренированности. В дополнительных занятиях объем работы меньше, нагрузка малая или средняя, но круг задач весьма широк: поддержание уровня физических качеств, совершенствование техники, тактики и т. д. Велики возможности использования дополнительных занятий и в качестве активного отдыха.
В отдельных случаях в течение дня применяются два основных либо два дополнительных занятия. Применение двух основных занятий, т. е. с большими или знанительными нагрузками, характерно для подготовки квалифицированных спортсменов, когда для дальнейшего повышения их функциональных возможностей необходимо оказать на организм особенно сильное воздействие. Применение двух дополнительных занятий связанно с необходимостью снижения суммарной нагрузки из-за возможного переутомления.
При двухразовых занятиях в день важно целесообразно чередовать их по преимущественной направленности. Оптимально проведение основного занятия во второй половине дня, поскольку напряженные утренние занятия нередко приводят к нарушению сна во второй половине ночи. По этой же причине утром не следует широко использовать скоростные упражне-
Ния. В табл. 19.4 представлены целесообразные сочетания в течение дня основных и дополнительных занятий.
Рациональное чередование основных занятий с дополнительными занятиями со средними или малыми нагрузками практически не вызывает увеличения суммарной нагрузки микроцикла по сравнению с проведением только одного основного занятия в день, однако значительно повышает объем выполняемой работы. Если же направленность основных и дополнительных занятий одинакова, то наблюдается более глубокое утомление спортсменов. На рис. 19.7 приведен фрагмент тренировочного микроцикла при рациональном чередовании основных и дополнительных занятий.
Таким образом, рациональная организация двухразовых занятий позволяет существенно увеличить суммарный объем тренировочной работы без переутомления спортсменов.
Иногда возможно проведение подряд двух занятий одинаковой направленности. К этому прибегают обычно в процессе подготовки спортсмена высокой квалификации (для создания условий, способствующих максимальной мобилизации тех или иных функциональных систем организма) или при отставании в развитии определенного двигательного качества. Однако далеко не все занятия можно сочетать таким образом. Если, например, применяются подряд два занятия, направленные на повышение скоростных воз-
ГЛАВА 19 Построение Программ Микроциклов
|
ТАБЛИЦА 19.4
Возможные Сочетания
В Течение Дня Основных
И Дополнительных Занятий
Рис. 19.7
Фрагмент ударного микроцикла при двух занятиях в течение дня (схема) Нагрузки занятий: Б - большая, 3 — значительная, Ср - средняя, М — малая. Направленность занятий: С - повышение скоростных возможностей; Ан - повышение выносливости при работе анаэробного характера; А - повышение выносливости при работе аэробного характера; К — занятие комплексной направленности. Физические качества:
1 - скоростные возможности,
2 - выносливость при работе анаэробного характера,
3 — выносливость при работе аэробного характера
Можностей, то второе не должно проводиться в условиях значительного утомления, вызванного первым. Иначе у пловцов нарушается координация движений, изменяются их основные скоростно-силовые параметры, что затрудняет совершенствование техники и повышение скоростных возможностей.
Нельзя согласиться с бытующей точкой зрения, согласно которой проведение двух - трех занятий в течение дня это дробление однократной нагрузки. Опытные тренеры, увеличивая количество занятий в течение дня до двух - трех, к работе выполняемой в одном занятии, дополнительно вводят определенные
|
Упражнения, включаемые во второе и третье занятия. Достаточно сказать, что современные мастера плавания тренируются 2 - 3 раза в день, затрачивая на работу в воде до 5 - 7 ч ежедневно, а раньше, при одноразовых ежедневных занятиях, продолжительность тренировки не превышала 2 -2,5 ч. За счет увеличения количества занятий в течение дня дневной объем плавания у многих сильнейших пловцов достиг 18 - 20 км, а годовой - 2500 - 3500 км, в то время как 30 - 35 лет назад, когда количество занятий в течение недельного микроцикла у квалифицированных пловцов обычно не превышало 6 - 9, объем плавания был в 3 - 4 раза меньше.
Вместе с тем, эффективность 2 -3-разовых занятий в течение дня высока лишь в тех случаях, когда рационально сочетаются нагрузки основных и дополнительных занятий и увеличение общего количества занятий не сопровождается уменьшением количества занятий с
Большими нагрузками, которые служат мощным стимулом роста тренированности.
При трех занятиях в течение дня, два проводятся в воде, а одно - на суше. Утром, как правило, проводится занятие в воде, днем - на суше, вечером - опять в воде. Такой режим широко распространен в подготовке пловцов высокого класса при централизованной ее организации в плавательных центрах, школах-интернатах спортивного профиля, на различных сборах. В этом случае построение микроциклов еще больше усложняется. Особенно важно правильно определить направленность занятий на суше, с тем чтобы программа утреннего занятия в воде отрицательно не сказывалась на качестве работы на суше, а последняя, в свою очередь, не противоречила направленности последующего занятия в воде. В табл. 19.5 представлены целесообразные сочетания занятий в воде и на суше при трех занятиях в течение дня.
ГЛАВА 19 Построение программ микроциклов
Структура микроциклов в значительной мере определяется периодом макроцикла. В зависимости от преимущественных задач того или иного периода существенно варьируют основные характеристики программ микроциклов: общий объем работы на суше и в воде, количество занятий, соревновательных стартов и т. д.
Принято называть серию занятий, проводимых в течение нескольких дней и обеспечивающих комплексное решение задач данного этапа подготовки .
Продолжительность микроциклов может колебаться от 3-4 до 10-14 дней. Наиболее распространены 7-дневные микроциклы, которые, совпадая по продолжительности с календарной неделей, хорошо согласуются с общим режимом жизни занимающихся.
Микроциклы иной продолжительности обычно планируют в соревновательном периоде , что бывает связано с необходимостью смены режима деятельности, формированию специфического режима работоспособности в соответствии с конкретными условиями предстоящих соревнований.
Различают следующие типы микроциклов: втягивающие, ординарные, ударные, подводящие, соревновательные и восстановительные.
1. Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряжённой тренировочной работе. Они применяются на первом этапе подготовительного периода , ими часто начинаются мезоциклы , а также они применяются после болезни.
2. Ординарные микроциклы - (ординар-средний уровень).
Суммарный объём нагрузки выше, чем во втягивающих микроциклах, но меньше, чем в ударных. Они отличаются равномерным возрастанием тренировочных нагрузок, значительными по объёмам и невысоким уровнем по интенсивности. Ординарные микроциклы широко применяются в подготовительном и соревновательном периодах.
3. Ударные микроциклы характеризуются большим суммарным объёмом работы, высокими нагрузками. Их основной задачей является стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач физической, специальной и интегральной подготовки. При этом ударным элементом могут быть: объём нагрузки, её интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряжённости, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Поэтому ударные микроциклы широко применяются в подготовительном и соревновательном периодах.
4. Подводящие микроциклы – строятся по правилам непосредственного подведения к соревнованиям. Содержание этих микроциклов может быть очень разнообразным. Оно зависит от системы поведения спортсмена к соревнованиями, особенностей подготовки на заключительном этапе. В подводящих микроциклах могут воспроизводиться режим предстоящих соревнований, решаться вопросы восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объёма и суммарной интенсивности, и планируются только для квалифицированных спортсменов.
Нередко подводящие микроциклы строятся в форме активного отдыха или на основе методов и средств, резко отличающихся по особенностям воздействия на организм и по режиму работы от соревновательного упражнения.
5. Соревновательные микроциклы – строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта , общим числом стартов и паузами между ними.
В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях мероприятия, составляющие структуру этих микроциклов направлены, на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности.
6. Восстановительные микроциклы. Ими обычно завершается серия ударных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряжённой соревновательной деятельности. Основная их роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха. Широко применяются восстановительные микроциклы в
Под периодизацией понимают разделение годового плана тренировок на отдельные блоки, для каждого из которых характерна своя структура, содержание и уровень нагрузки на организм. Таким образом можно запланировать периоды повышенной нагрузки и более легкие этапы для восстановления. Периодизация тренировок также поможет улучшить спортивные навыки благодаря разным фазам спортивных занятий. Например, в тренировочном процессе базового этапа вы сосредотачиваетесь на и мышечной выносливости. Во время интенсивной фазы акцент смещается на лактатный порог и аэробную способность; при переходе в фазу соревнования усилия направляются на увеличение аэробной способности и укрепление двигательной системы.
Главным преимуществом периодизации можно назвать существенное повышение эффективности тренировок за счет изменений, происходящих в сердечно-легочном комплексе и опорно-двигательном аппарате.
Чтобы составить высокоэффективную тренировочную программу для триатлета, необходимо тщательно продумать все циклы тренировочной периодизации, а именно макро-, мезо- и микроциклы.
Макроциклы
Макроцикл тренировки - самый долгий из трех циклов. Он бывает полугодичным, годовым или может составлять даже несколько лет. В каждом макроцикле предусмотрено 3 основных периода: подготовительный, соревновательный и переходный. В подготовительном периоде закладывается своеобразный фундамент для остальных этапов, происходит становление спортивной формы атлета. Целью соревновательного периода является усовершенствование навыков и повышение спортивных результатов, достигнутых в предыдущем периоде. Переходный период предназначен в первую очередь для восстановления ресурсов организма после интенсивных нагрузок и полноценной подготовке к началу нового макроцикла.
Продолжительность и наполненность этапов макроцикла обусловлена многими факторами, среди которых специфика спортивной деятельности (например, триатлон или ), степень подготовленности спортсмена, материально-техническая база и климатические условия.
Мезоциклы
Мезоцикл - это средний тренировочный цикл, который состоит из ряда законченных микроциклов. Эти микроциклы могут иметь разные подцели, однако должны соответствовать общей цели всего мезоцикла. Грамотное построение тренировки, основанной на мезоциклах, позволяет обеспечить необходимую динамику занятий и сбалансированное сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок.
Мезоцикл традиционно подразумевает повторение ряда микроциклов в фиксированной последовательности либо их чередование в определенном порядке. Наиболее распространенными являются втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные и восстановительно-поддерживающие типы мезоциклов.
- Втягивающие мезоциклы направлены на постепенную подготовку спортсмена к специальным упражнениям в следующих циклах. Особое внимание уделяется развитию выносливости, отработке двигательных навыков, наращиванию силы и скорости.
- Базовые мезоциклы направлены на укрепление основных систем организма атлета. Такие циклы отличаются длительными интенсивными тренировками, главная задача которых - помочь атлету выйти на пик формы.
- Контрольно-подготовительные мезоциклы акцентируют внимание на имеющихся спортивных ресурсах и аккумулируют их для подготовки к соревновательному этапу. По характеру и интенсивности нагрузки этого цикла похожи на интегральную подготовку.
- Предсоревновательные мезоциклы предназначены для становления спортивной формы атлета и устранения выявленных недостатков. Режим тренировок максимально приближен к реальным условиям соревнования. Эти мезоциклы характеризуются снижением общего объема и интенсивности тренировок во избежание переутомления.
- Соревновательные мезоциклы характеризуются обилием упражнений, типичных для этапа соревнований, и нередко чередуются с другими типами мезоциклов.
- Восстановительно-поддерживающие мезоциклы направлены на восстановление ресурсов организма и следуют после соревновательного периода. При этом объем и интенсивность тренировок минимизированы. Некоторые спортсмены используют это период для «работы над ошибками», однако пренебрежение отдыхом чревато ухудшением общих спортивных показателей.
Зачастую мезоциклы длятся 3-4 недели. Например, опытный 25-летний атлет может тренироваться по схеме 23/5 в рамках 28-дневного мезоцикла. Эта схема подразумевает 23 дня относительно тяжелых тренировок и 5 дней восстановления и незначительных нагрузок. Более взрослый и менее опытный спортсмен может выбрать схему 16/5 21-дневного мезоцикла, где он будет усердно тренироваться 16 дней и отдыхать следующие 5 дней. Однако если вы выбрали 28-дневный мезоцикл, но ощущаете постоянную усталость и дискомфорт, выберите более короткий цикл с увеличенным временем восстановления организма.
Микроциклы
Микроцикл - самый короткий тренировочный цикл, который обычно длится не более недели. Он состоит из стимуляционной и восстановительной фаз, причем в подготовительном периоде длительность стимуляционной фазы должна значительно превышать длительность восстановительной фазы. Примером микроцикла можно назвать тренировку велосипедиста, состоящую из 2-3 дней долгих и тяжелых заездов с последующими 2-3 днями минимальной или полностью отсутствующей нагрузки. Главной целью микроцикла является увеличение лактатного порога и аэробной способности.
В заключение стоит отметить, что правильное построение всех трех циклов в рамках тренировочной периодизации позволит вам достичь желаемых спортивных показателей и оставаться в отличной форме для главных соревнований в вашем спортивном календаре.
Микроцикл
Признаки микроцикла:
Типы микроциклов:
Мезоцикл
Признаки:
Типы: те же что и в микроцикле
Факторы
Макроцикл –
60. Особенности планирования спортивной подготовки в различных циклах тренировочного процесса.
Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий, а также составление конкретной тренировочной документации. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.
Предметом планирования тренировочно -соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спортсмена. Определяются цели и задачи на различные периоды тренировочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.
Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.
Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).
Тренировочный процесс состоит из относительно законченных структурных единиц. Разделяет 3 уровня структуры тренировки: микро-, мезо-, макро- цикл.
Микроцикл – это малый цикл тренировки, чаще с недельной или около недельной продолжительностью (2-14 дней). Включает от 2 до нескольких занятий. Микроцикл – это относительно законченные повторяющиеся фрагменты тренировочного процесса, состоящие из отдельных тренировочных занятий, в которых решаются промежуточные задачи подготовки.
Признаки микроцикла:
1)Наличие 2х фаз: стимуляционый и восстановительный
2)Окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, но она может встречаться и в середине его.
3)Регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности.
Типы микроциклов:
1.Втягивающие (цель, подготовка к работе) невысокая суммарная нагрузка 30-70%
2.Базовый (основной микроцикл подготовительного периода, большая суммарная нагрузка 70-80%, стимуляция адаптивных процессов в организме.)
3.Контрольно-подготовительный: А) специально подготовительный (средний объем нагрузок 70-80%) Б) модельный (моделирование соревновательного регламента и контроль за уровнем подготовленности 40-70%)
4. Подводящий (к соревнованиям) невысокий уровень объема и интенсивности нагрузок 40-70%
5. Восстановительный (завершает серию напряженных базовых, контрольно-подг микроциклов 40-70%)
6. Соревновательный (имеет основной режим соответствующий программе соревнований)
7. Ударный (время подготовки к соревнованиям ограничено, а спортсмену необходимо добиться адаптации к нагрузке). Так же еще выделяют горный и т.п.
Принципиальная последовательность: техника, быстрота, сила, силовая выносливость, выносливость.
Мезоцикл – средний тренировочный цикл, продолжительностью 2-6 недель, ДЮСШ 4 недели, включающий относительно законченный ряд микроциклов.
Признаки:
Повторное воспроизведение ряда микроциклов
Смена одной направленности микроциклов, характеризует смену направленности мезоциклов
Заканчивается восстановительным микроциклом или соревновательным или контрольными испытаниями
Типы: те же что и в микроцикле
Факторы : режим жизни и учебы труда, содержание и количество тренировок, календарь соревнований, индивидуальные особенности к восстановлению, место мезоцикла в структуре годичного цикла, биоритмы.
Макроцикл – это большой тренировочный цикл, типа полугодичного, годичного, многолетнего, всегда связан с возникновением стабилизации и утраты спортивной формы.
В каждом макроцикле 3 периода: подготовительный, соревновательный, переходный.
Варианты построения: одноцикловой, двуцикловой, сдвоенный и строенный цикл.
Факторы влияющие на построение: календарь, количество соревнований в году, материальная база.
В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). При двух и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты сдвоенного и строенного циклов.
61.Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.
Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов – отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.
Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта). Спортивный отбор – длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.)
Спортивная ориентация – система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта. Выбор каждым человеком вида спорта в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным способностям, составляет сущность спортивной ориентации.
Спортивная ориентация связана с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие в подходе:
При ориентации - выбирают вид спорта для конкретного человека;
При отборе - человека для конкретного вида спорта;
Отбор входит в систему многолетней подготовки на всех ее этапах и состоит их четырех уровней:
1. Этап отбора – массовый просмотр детей (6-10 лет). Цель: сориентировать на занятия тем или иным видам спорта в ДЮСШ. Критерии:
б) антропометрические измерения, их оценка с позиции перспективы;
в) данные медицинского обследования;
Данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.
2. Этап отбора – выявить одаренных в спортивном отношении школьников для комплектации учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года, обучения в группах начальной подготовки по следующей программе:
1) оценка состояния здоровья;
2) контрольно-переводные нормативы;
3) антропометрические измерения;
4) темп прироста физических качеств и спортивных результатов, 9-11% - надо работать, 40-45% - одаренные дети;
В ходе этапа осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации.
3. Этап отбора (основной этап) – поиск перспективных спортсменов и зачисление их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов. На тренере лежит большая ответственность т.к. он должен помочь ребенку в выборе либо заниматься дальше для достижения высоких елей, либо если уже не будет лучше предложить заниматься другой деятельностью.
1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад по годам подготовки);
2) степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях.
3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.
Очень важно углубленное медицинское обследование.
Основные формы отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. По итогам соревнований, а затем и комплексного обследования тренерские советы определяют контингент спортсменов индивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки.
Микроцикл -- это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.
Внешними признаками микроцикла являются:
- -- наличие двух фаз в его структуре -- стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстановительную, а в соревновательном их соотношения становятся более вариативными;
- -- часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его;
- -- регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.
Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, подводящих, а также соревновательных и восстановительных.
В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.
Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.
Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели -- стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода. Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные.
Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность.
Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия).
Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.
Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.
Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов.
Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха.
Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми.
В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.
В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки.
Сколько тренировок должно быть в неделю (в микроцикле )? На самом деле это не очень простой вопрос и все же попробуем разобраться. Наш микроцикл может содержать от 2 до 5 тренировочных дней. От чего это зависит?
Во-первых, от степени нагрузки - если вы, например, увеличиваете мышечную силу, то на тренировках вы будите прибегать к более тяжелым нагрузкам, следовательно, требуется более продолжительный отдых.
Во-вторых, от характера нагрузок. Помимо основных тренировок - направленные на увеличение мышечной массы или силы, наш микроцикл может содержать тренировки направленные на поддержания и развитие сердечно-сосудистой системы - это короткие высокоинтенсивные тренировки, состоящие из аэробных упражнений (бег, езда на велосипеде, прыжки со скакалкой, гребля, плавание). По продолжительности они не должны занимать больше 15-20 минут, а по количеству двух тренировок в неделю будет вполне достаточно, чтобы поддерживать свою сердечно-сосудистую систему в отличном состоянии . Так как в ходе этих тренировок вы не испытываете больших нагрузок, они могут занять свое место в тренировочной неделе между основными тренировками.
После того как мы разобрались из каких типов и какого количества тренировок может состоять наш микроцикл, пришло время подробнее рассмотреть принцип планирования основных тренировок. Как упоминалось в предыдущих статьях, наш микроцикл будет строиться на основе базовых упражнений. Напомню, к основным базовым упражнениям относится так называемая «золотая тройка» упражнений: приседание, жим лежа и становая тяга. О том, какие еще упражнения может содержать ваша тренировка, написано в статье, «Какие выбирать упражнения».
Итак, приступим к планированию микроцикла. Надеюсь, вы помните, что нагрузка обязательно должна чередоваться с отдыхом! Фаза восстановления должна быть минимум 24 часа, но не более 72, по истечению этого времени теряется тренировочный эффект от предыдущего занятия. Исходя, из всего выше сказанного примерный график тренировок для увеличения мышечной массы будет выглядеть примерно так:
1-й день: приседание.2-й день: 15-20 минутная тренировка для сердечно-сосудистой системы3-й день: жим лежа.4-й день: 15-20 минутная тренировка для сердечно-сосудистой системы.5-й день: становая тяга.6-й день: полный отдых.7-й день: полный отдых.
Вы заметили, что после упражнения «становая тяга» нет тренировок для сердечно-сосудистой системы и фаза восстановления более продолжительная, чем после других базовых упражнений (приседание, жим лежа) - это не случайно. Так как при выполнении становой тяги задействуется огромное количество мышц, требуется более продолжительный отдых после выполнения данного упражнения. Соблюдайте этот принцип при планировании микроцикла.
График тренировок для развития силы мышц будет отличаться от предыдущего, и выглядеть будет примерно так:
1-й день: приседание.2-й день: 15-20 минутная тренировка для сердечно-сосудистой системы.3-й день: полный отдых.4-й день: жим лежа.5-й день: 15-20 минутная тренировка для сердечно-сосудистой системы.6-й день: полный отдых.7-й день: становая тяга.8-й день: полный отдых.9-й день: полный отдых.
Как видите этот цикл немного продолжительней, это от того, что при более тяжелых нагрузках необходим более продолжительный отдых.
Мы разобрали структуру микроциклов для увеличения мышечной массы и для увеличения мышечной силы, как видите, они немного отличаются.
В микроциклах может планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая повышение уровня различных сторон подготовленности, так и направленная на совершенствование преимущественно какой-либо одной стороны подготовленности. Однако второй вариант должен применяться осторожно, т.к. для кикбоксинга характерна чрезвычайно разнообразная двигательная активность, мало совместимая с большим количеством и концентрацией нагрузок однонаправленного воздействия. Так, злоупотребление нагрузками высокого объема и относительно малой интенсивности может привести к существенному снижению уровня проявления скоростных качеств, гибкости с соответствующими последствиями, снижению координационных возможностей.
Особенности нагрузки в занятии определяют характер утомления и продолжительность восстановления. При этом оптимальным является проведение занятия на фоне восстановленной или повышенной работоспособности по отношению к тем нагрузкам и упражнениям, которые включены в данное занятие. Однако в практике подготовки данное положение часто нарушается, и следующее занятие проводится на фоне недовосстановления после предыдущего занятия. В ряде случаев это позволяет повышать возможности адаптационных систем и после соответствующего восстановления рассчитывать на значительное улучшение показателей данной стороны подготовленности. Имеете с тем, это может привести к перенапряжению систем и органов, срывам и снижению степени адаптации.
В результате подготовки показатели спортсмена могут улучшиться, могут остаться без изменений, могут ухудшиться. Основная причина снижения результата - нерациональное планирование работы и отдыха, расхождение между запланированной работой и ее выполнением, фактическое нарушение плана подготовки, неадекватные по величине и содержанию нагрузки.
Считается, что в развитии утомления ведущим звеном может являться любой орган или система, обеспечивающие выполнение данной нагрузки. При этом в определенный момент работы обнаруживается несоответствие между требованиями к органу или системе и имеющимися функциональными ресурсами. Внешними проявлениями такого несоответствия являются: снижение темпа, нарушение ритма, сбои в работе, снижение скорости, силы и других характеристик работы.
Вместе с тем утомление обладает специфичностью, и после соответствующего отдыха можно переходить к работе, обеспечиваемой преимущественно другими функциональными системами.
Например, на фоне относительного недовосстановления возможностей по отношению к скоростной работе можно достаточно эффективно работать над совершенствованием выносливости (аэробная производительность). Соответственно, в микроцикле должна планироваться работа разной направленности, обеспечивающая становление и проработку самых различных сторон подготовленности.
При планировании нагрузки следует учитывать, что направленность занятия обусловливает и специфику утомления, и продолжительность восстановления после работы. Некоторые нагрузки оказывают относительно узкое воздействие на организм, напрягая в основном отдельные функциональные системы, другие - более широкое, вовлекая в работу ряд функциональных систем.
По данным В.Н. Платонова, наиболее быстро восстанавливается работоспособность по отношению к занятиям скоростной направленности; по отношению к занятиям, направленным на совершенствование координационных возможностей; по отношению к скоростно-силовой работе и работе, направленной на совершенствование техники. После больших нагрузок указанной направленности восстановление занимает два-три дня. После же занятий с большой нагрузкой, направленных на совершенствование аэробных возможностей, период восстановления может быть значительно больше - до 5-7 дней.
Необходимо помнить, что восстанавливаемость функциональных ресурсов у спортсменов высокой квалификации, как правило, выше, чем у спортсменов менее квалифицированных. Существуют и различия в скорости восстановления, обусловленные индивидуальностью. Некоторые спортсмены отличаются высочайшими характеристиками восстановления, недоступными для основной массы.
Примерная продолжительность восстановления после больших тренировочных нагрузок разной направленности может выглядеть следующим образом:
Период восстановления после занятий со значительными нагрузками при прочих равных условиях более чем вдвое короче и редко превышает одни сутки; после занятий со средними нагрузками восстановление занимает 10-12 часов; после малых нагрузок восстановление занимает от нескольких минут до нескольких часов.
Приводимые данные касаются в основном нагрузок избирательной направленности и могут служить материалом, канвой для анализа, наблюдений, самопознания спортсменом своих возможностей, планирования подготовки и восстановления.
По отношению к нагрузкам комплексной направленности, особенно с последовательным решением задач, организм реагирует средним уровнем утомления. Утомление менее глубокое, но более широкое, т. к. выполнение разной работы обеспечивается преимущественным напряжением разных функциональных систем. Это касается занятий, объем работы в каждой части которых лежит в пределах 30-35% от доступных в занятиях избирательной направленности. Если увеличить объем работы до 40-45% в каждой части занятия, то это приведет к общему и глубокому утомлению.
Рационально сочетая в микроцикле нагрузки, различные по величине, направленности и т.д., можно существенно повысить самые различные характеристики выполняемой работы, добиваться самого различного тренировочного эффекта. Использование данной информации значительно разнообразит возможности воздействия на организм спортсмена, делает постановку различных задач более осознанной, а результат - более прогнозируемым. Соответственно, подготовка может стать более полноценной.
При проведении подготовки следует учитывать, что наиболее ответственные тренировки, например, спарринги, должны планироваться и проводиться на фоне повышенной работоспособности по отношению к предлагаемой нагрузке. Соответственно этому и должно планироваться количество занятий, направленность и величина нагрузки.
При планировании нагрузки в микроцикле следует помнить, что занятия со средними и малыми нагрузками являются одним из рычагов управления процессами восстановления после больших нагрузок. Наилучшим средством восстановления считается циклическая нагрузка умеренной интенсивности, относительно небольшая по объему (плавание, бег, пешие прогулки и т.д.).
Планируя нагрузку в микроциклах, следует помнить, что росту тренированности спортсменов относительно невысокой квалификации, меньшего возраста, способствуют нагрузки средние и значительные по величине. С ростом квалификации и переходом в следующую возрастную группу необходимо увеличивать количество занятий с большими и значительными нагрузками, и противном случае трудно ожидать дальнейшего прогресса. Занятия с большими нагрузками являются основным средством повышения уровня тренированности спортсмена.
Планируя нагрузки в микроцикле, следует помнить, что два занятия одинаковой направленности усугубляют утомление, не меняя его характера. В этом случае второе занятие проводится на фоне недовосстановления после первого. Во втором занятии спортсмены устают так же, как и в первом уже при выполнении несколько меньшей от выполненной в предыдущем занятии нагрузки (75-80%), и эти занятия оказывают достаточно сильное угнетающее влияние на психику. Соответственно, занятия одинаковой направленности с большими нагрузками не следует планировать с целью изучения новых действий, совершенствования техники, повышения скоростных или координационных способностей, т.к. в данном случае не удается выдержать методические требования к занятиям по совершенствованию этих качеств. Два занятия с большими нагрузками наиболее целесообразно планировать в отношении выносливости, наработки помехоустойчивости, умения работать в условиях прогрессирующего утомления.
При проведении занятий различной преимущественной направленности последующее занятие приводит к утомлению других функциональных систем. Утомление, вызванное предыдущим занятием, усугубляется незначительно. При проведении занятий с большой нагрузкой различной преимущественной направленности можно с интервалом в 24 часа нагружать все основные системы энергообеспечения организма. При этом наиболее рационально давать первое занятие с большой нагрузкой, направленной на совершенствование скоростных возможностей, второе - на совершенствование выносливости к работе анаэробного характера, третье - на совершенствование выносливости к работе аэробного характера. Соответственно, через сутки после последнего, третьего занятия уровень работоспособности всех систем энергообеспечения может быть существенно снижен относительно исходного. Больше всего оказывается сниженной та сторона работоспособности, которую эксплуатировали последней.
Приведенные цифры и положения относительно планирования нагрузок в микроциклах могут быть материалом к осознанию тех процессов, которые лежат в основе достижения высокой работоспособности, характеризовать их и помогать нахождению оптимального соотношения величины, направленности нагрузок, являться одним из ориентиров в этом направлении. Тем более что в любом, даже интуитивно правильно построенном тренировочном процессе, приведшем к существенному росту тренированности спортсмена, прослеживаются указанные закономерности. Их знание позволяет повысить шансы на нахождение оптимального для данного спортсмена варианта планирования, делать этот процесс более осознанным и эффективным.
микроцикл тренировки занятия