THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Реферат

по дисциплине: Теория спорта

тема:

контроль в спортивной подготовке


План

1. Характеристика комплексного контроля в спорте.

2. Виды контроля.

3. Требования к показателям контроля.


1. Характеристика комплексного контроля в спорте

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все вышеперечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

Разновидности комплексного контроля Направления контроля
Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов Контроль за состоянием внешней среды
Контроль соревновательной деятельности (СД) Контроль тренировочной деятельности (ТД)
Этапный а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях
Текущий Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом) а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями
Оперативный Измерение и оценка показателей на любом соревновании Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

2. Виды контроля

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все выше перечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль .

Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Комплексный контроль - это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

1) показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

2) показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

3) показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов - тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

Тест (от лат. test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов - это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов - это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов - необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного - на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего - на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного - на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контроль - здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

Этапный контроль - основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате - разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле - на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде - один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

Таблица 8 - основное содержание комплексного контроля и его разновидности

Разновидности комплексного контроля Направления контроля
Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов Контроль за состоянием внешней среды
Контроль соревновательной деятельности (СД) Контроль тренировочной деятельности (ТД)
Этапный а) измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа а) построение и анализ динамики нагрузки на этапе подготовки; б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения Измерение и оценка показателей контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки За климатическими факторами (температура, влажность, ветер, солнечная радиация), за качеством инвентаря, оборудования, покрытий спортивных сооружений, характеристикой трасс соревнований и тренировки, скольжением, поведением зрителей и объективностью судейства на соревнованиях и их влиянием на результаты в спортивных соревнованиях и контрольных тренировочных занятиях
Текущий Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем макроцикл тренировки (если она предусматривается планом) а) построение и анализ динамики нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их содержания Регистрация и анализ повседневных измерений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями
Оперативный Измерение и оценка показателей на любом соревновании Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или сразу после упражнения и занятий

Виды контроля

Контроль за соревновательными воздействиями имеет два направления: контроль за результатами соревнований в циклах подготовки и измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности.

Контроль за результатами соревнований заключается в оценке эффективности выступления в соревнованиях в определенном (чаще всего годичном) цикле подготовки. Динамика показателей соревновательной деятельности в цикле тренировки часто используется как критерий, позволяющий оценить состояние спортивной формы спортсмена. Так, например, некоторые специалисты считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы до тех пор, пока колебания его результатов в соревнованиях лежат в зоне 2-3%. Эти значения во многом зависят от особенностей спортивной дисциплины.

Измерение и оценка эффективности соревновательной деятельности. Современная измерительная и вычислительная техника позволяет регистрировать десятки различных показателей соревновательного упражнения и соревновательной деятельности. Так, например, в таком простом упражнении как бег на 100 м можно измерить время реакции спринтера, время достижения им максимальной скорости, время ее удержания и падения, длину и частоту шагов на различных участках дистанции, время опоры и полета, горизонтальную и вертикальную составляющие усилий, колебания общего центра масс тела, углы в суставах в различных фазах опорного и полетного периодов и т.д. Зарегистрировать их все, а потом проанализировать, сопоставляя с критериями тренировочной деятельности и показателями, характеризующими подготовленность спортсменов, тренеру просто невозможно. Поэтому необходимо выбрать из множества показателей соревновательного упражнения только информативные , которые и должны измеряться в ходе контроля.

Контроль за тренировочными воздействиями заключается в систематической регистрации количественных значений характеристик тренировочных упражнений, выполняемых спортсменом. Одни и те же показатели используются как для контроля , так и для планирования нагрузок.

Основными показателями объема нагрузки являются количество тренировочных дней; количество тренировочных занятий; время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность; количество, километраж специализированных упражнений.

Показателями интенсивности нагрузки являются концентрация упражнений во времени, скорость, мощность выполнения упражнений.

В процессе контроля нагрузки суммируют объем специализированных упражнений; объем упражнений, выполняемых в отдельных зонах интенсивности (мощности); объем упражнений, направленных на совершенствование общей и специальной физической, технической и тактической подготовленности; объем упражнений восстановительного характера, выполненных в микроциклах, помесячно и в годичном цикле. Сравнение этих показателей с динамикой спортивных результатов позволяет тренеру выявить рациональные соотношения между отдельными типами тренировочных нагрузок, сроки достижения высших результатов после их пиковых значений, период запаздывающей трансформации тренировочных нагрузок в высокие спортивные результаты.

Контроль за состоянием подготовленности спортсмена . Оценка состояния подготовленности спортсмена проводится в ходе тестирования или в процессе соревнований и предусматривает:

Оценку специальной физической подготовленности;

Оценку технико-тактической подготовленности;

Оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.

Оценка состояния здоровья и основных функциональных систем проводится, как правило, медико-биологическими методами специалистами в области физиологии, биохимии и спортивной медицины. Методология этого контроля приводится в специальных учебниках.

Оценка специальной физической подготовленности складывается из отдельных оценок уровня основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости. При этом основное внимание уделяется ведущим для данной спортивной дисциплины физическим качествам или отдельным способностям, составляющим эти обобщенные понятия.

Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность. Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выполненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборонительных действий и др.

Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника - та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

Спортивный результат - важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена. В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая закономерность - обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

Оценка тактической подготовленности.

Контроль за тактической подготовленностью заключается в оценке целесообразности действий спортсмена (команды), направленных на достижение успеха в соревнованиях. Он предусматривает контроль за тактическим мышлением, за тактическими действиями (объем тактических приемов, их разносторонность и эффективность использования).

Обычно контроль тактической подготовленности совпадает с контролем соревновательной деятельности.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Виды контроля в спортивной практике

Введение

Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой основе повышать уровень управленческих решений при подготовке занимающихся.

Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется путём решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности и др.

Информация, которая является результатом решения частных задач контроля, реализуется в процессе принятия управленческих решений, используемых для оптимизации структуры и содержания процесса подготовки, а также соревновательной деятельности спортсменов.

Предметом контроля в спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, физической, тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем.

1. Разновидности комплексного контроля

В практике спорта принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и оперативный , каждый из которых увязывается с соответствующим типом состояний спортсменов (табл.1.1).

Таблица 1.1Основные термины и понятия, используемые при контроле за подготовкой спортсменов(В.М.Зациорский, 1979)

Термин/понятие

Значение термина

Пояснения к термину, в частности способ измерения или оценки

1. Состояние спортсмена и модельные характеристики

1.1 Состояние спортсмена

1.2 Оперативное состояние.

1.3 Оперативная готовность.

1.4 Текущее состояние.

1.5 Текущая готовность

1.6 Этапное состояние

1.7 Подготовленность спортсмена

1.8 Тренированность

1.9 Модельные характеристики спортсмена

10 Этапные модельные характеристики

Уровень морфофункциональных свойств спортсмена, определяющих его возможности к демонстрации спортивных достижений. В идеале характеризуется максимально возможным набором признаков, зарегистрированных в какой-либо период времени

Быстро изменяющееся состояние, в частности под влиянием однократного сеанса физических упражнений

Частный случай оперативного состояния, характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному

Состояние, изменяющееся ото дня ко дню в пределах одного или нескольких тренировочных микроциклов

Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному

Состояние, сохраняющееся длительное время (не менее одного месяца)

Комплексная характеристика этапного (перманентного) состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений в ближайшие месяцы

Одна из сторон подготовленности спортсмена, характеризуемая степенью его приспособленности к трениро- вочным или тестирующим нагрузкам.

Идеальные характеристики состояния, в котором могут быть показаны результаты, соответствующие высшим мировым достижениям

Идеальные показатели состояния спортсмена на отдельных этапах подготовки.

Комплексное измерение максимально возможного числа признаков.

Измерения, проведенные во время выполнения тренировочных или соревновательных упражнений, или непосредственно после окончания

Спортивный результат, показанный в данном состоянии, а также косвенные измерения, оценивающие потенциальную возможность демонстрации высокого спортивного результата

Результаты измерений, проведенных ежедневно либо в каждом микроцикле

Измерения, проведенные за несколько дней до старта, в котором был показан результат

Измерения на отдельных этапах тренировки

Измерения на отдельных этапах тренировки, контрольные соревнования

Измерение физиологических реакций организма или выполнение определенных (желательно стандартных) тренировочных или тестирующих нагрузок

Прогнозирование, а также данные наблюдений прежних лет

Состояние спортсмена в мае или сентябре, состояние после пробегания дистанции 1000 м за 3 мин и т.п.

Состояние пловца на определенном метре дистанции или через 10 мин после заплыва и т.п.

Состояние в момент, непосредственно предшествующий старту, в котором был показан рекордный результат

Состояние на следующий день после тренировочного занятия, соревнования или дня отдыха

Состояние за одну неделю до достижения рекордного результата

Состояние в конце подготовительного периода тренировки

Уровень подготовленности в конце подготовительного периода тренировки

Измерение ЧСС после преодоления дистанции в заданное время

Вероятные характеристики будущего рекордсмена мира в беге на 800 м, например величина МПК или максимальная скорость бега

Величина МПК, которой должны достичь конькобежцы в сентябре, чтобы иметь возможность продемонстрировать рекордные результаты в зимние месяцы

2. Тренировочные эффекты

2.1 Срочный тренировочный эффект

2.2 Отставленный тренировочный эффект

2.3 Кумулятивный тренировочный эффект

2.4 Частный тренировочный эффект

Изменения, наступающие в организме спортсмена во время тренировочного или соревновательного упражнения либо непосредственно после их окончания

Изменения, наступающие в организме на следующий день после выполнения тренировочного или соревновательного упражнения

Изменения, наступающие в организме в результате суммирования следов многих тренировочных занятий

Тренировочный эффект вызываемый отдельным тренировочным средством

Измерения, проводимые на тренировочном занятии или соревновании либо сразу после их окончания

Измерения, проводимые на следующий день после тренировочного занятия или соревнования

Комплексные измерения, проведенные в один из периодов подготовки

Может быть измерен путем сравнения тренировочных эффектов, вызываемых разным набором тренировочных средств

Изменение ЧСС на финише бега; содержание лактатов крови или сдвиг рН после забега и т.п

Изменения подготовленности спортсмена в сентябре по сравнению с его подготовленностью в июне

Тренировочный эффект, вызванный выполнением новых тренировочных упражнений

3. Разновидности контроля

3.1 Контроль за подготовкой спортсмена (команды)

3.2 Комплексный контроль

3.3 Педагогический контроль

3.4 Биомеханический контроль

3.5 Оперативный контроль

3.6 Текущий контроль

3.7 Этапный контроль

3.8 Ежемесячное обследование

3.9 Этапные комплексные обследования

3.10 Углублённые медицинские обследования

Сбор, оценивание и анализ информации о состоянии спортсмена в процессе его подготовки

Контроль за состоянием спортсмена, осуществляемый специалистами различного профиля (педагогами, врачами, биохимиками, физиолога ми и др.)

Контроль, осуществляемый тренером, а также исследователем-педагогом

Контроль за двигательной активностью спортсмена, в частности техникой выполнения соревновательных и тренировочных упражнений

Контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности его оперативной готовностью

Контроль за текущим состоянием спортсмена, в частности его текущей готовностью

Контроль за перманентным состоянием спортсмена, в частности его подготовленностью

Разновидность этапного контроля; проводится каждый месяц

Разновидность этапного контроля; проводится на отдельных этапах подготовки и имеет целью комплексную проверку подготовленности спортсменов

Разновидность этапного контроля. Характеризуется привлечением медицинских специалистов разного профиля и нацеленностью не только на оценку подготовленности, но и на контроль за состоянием здоровья спортсмена

Контроль понимается как полостная деятельность, включающая не только сбор необходимых сведений, но и их сопоставление с имеющимися данными (планами, контрольными показателями, нормами), и последующий анализ

Имеет целью разно-

стороннюю проверку состояния спортсмена. В зависимости от направленности отдельных сторон контроля и профиля специалистов выделяют педагогический, врачебный, биохимический и др.

виды контроля

Педагогический контроль включает контроль за:

2) состоянием спорт смена;

3)спортивной техникой и тактикой;

4)спортивными результатами и ведением спортсмена на соревнованиях

Рассматривается как составная часть педагогического контроля, но может проводиться с привлечением специлистов-биомехаников

Экспресс-оценка того состояния, в котором в данные минуты находится спортсмен

Измерения, проводимые ежедневно либо один раз в несколько дней.

Измерения, проводимые на отдельных этапах тренировки

Ежемесячные измерения

Измерения на отдельных этапах подготовки

Комплексное медицинское освидетельствование спортсменов

Контроль за состоянием спортсмена включает: тестирование спортсмена (сбор информации); сравнение полученных данных с имеющимися (оценивание); вынесение заключения о состоянии спортсмена, соответствия плану и т.п. (анализ)

Этапное комплексное обследование спортсмена

Контроль за перечисленными показателями, который проводит тренер, его помощники, а также сотрудники комплексных научных групп (КНГ)

Регистрация времени по отрезкам дистанции, длины и частоты шагов, внутрицикловых колебаний скорости, силы отталкивания или гребка в видах спорта циклического характера

Измерение ЧСС для определения готовности спортсмена к очередному забегу.

Текущий (ежедневный) контроль за массой тела

Этапные комплексные обследования, углубленное медицинское обследование

Контрольные прикидки в каком-либо упражнении, проводимые каждый месяц в одни и те же дни

Комплексные обследования спортсменов в начале и в конце подготовительного периода

Диспансеризация спортсменов

Этапный контроль позволяет оценить этапное состояние спортсмена, его подготовленность, которое является следствием долговременного тренировочного эффекта. Такие состояния спортсмена являются результатом длительной подготовки - в течение ряда лет, года, макроцикла, периода или этапа.

Текущий контроль, по результатам которого определяют повседневные колебания подготовленности, направлен на оценку текущих состояний, т.е. тех состояний, которые являются следствием нагрузок серий занятий, тренировочных или соревновательных микроциклов.

Оперативный контроль, который позволяет определить состояние спортсмена непосредственно в момент выполнения упражнений, предусматривает оценку оперативных состояний - срочных реакций организма спортсменов на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий и соревнований.

Каждому тренеру приходится составлять три разновидности планов:

план для проведения тренировочного занятия; 2) план микроцикла

(в спортивных играх - межигрового цикла); 3) план (программу) подготовки на этап, период. Необходимость этих трех документов планирования обусловливается следующими обстоятельствами. Цель тренировки - это воздействие на состояние спортсмена; в результате такого воздействия состояние изменяется.

Устойчивое (этапное) состояние можно поддерживать относительно долго: недели или даже месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного момента тренировки) подготовленности - спортивной формой. Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его. Этапное состояние является следствием многих тренировочных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. Поэтому справедливо утверждение, что в основе этапных состояний лежит кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).

Текущее состояние характеризуется повседневными колебаниями уровня подготовленности (этапного состояния) спортсменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень. Но обычно такие изменения устраняются в интервалах отдыха между занятиями. В их основе лежит отставленный тренировочный эффект (ОТЭ). Текущее состояние спортсмена определяет нагрузку тренировочных занятий в микроцикле тренировки.

Частный случай текущего состояния, характеризующийся возможностью показать в ближайшие дни в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется текущей готовностью.

Состояние спортсмена в момент выполнения упражнения (или сразу же после его окончания) называется оперативным. Оно неустойчиво и быстро изменяется после отдыха между повторениями упражнения или снижения нагрузки в нем. Оперативное состояние изменяется в ходе тренировочного занятия. Этими изменениями тренер может управлять, если будет правильно планировать длительность и интенсивность упражнений, интервалы отдыха, число повторений. Готовность показать в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется оперативной.

В зависимости от количества частных задач, объёма показателей, включенных в программу обследований, различают углублённый, избирательный и локальный контроль. Углублённый контроль связан с использованием широкого круга показателей, позволяющих дать всестороннюю оценку подготовленности спортсмена, эффективности соревновательной деятельности, качества учебно-тренировочного процесса на прошедшем этапе. Избирательный контроль проводится при помощи группы показателей, позволяющих оценить какую-либо из сторон подготовленности или работоспособности, соревновательной деятельности или учебно-тренировочного процесса. Локальный ко н троль основан на использовании одного или нескольких показателей, позволяющих оценить относительно узкие стороны двигательной функции, возможностей отдельных функциональных систем и т.д.

Углублённый контроль обычно используется в практике оценки этапного состояния, избирательный и локальный - текущего и оперативного.

В зависимости от применяемых средств и методов контроль может носить педагогический, социально-психологический и медико-биологический характер.

В процессе педагогического контроля оценивается уровень технико-тактической и физической подготовленности, особенности выступления в соревнованиях, динамика спортивных результатов, структура и содержание тренировочного процесса и др.

Социально-психологический контроль связан с изучением особенностей личности спортсмена, их психологического состояния и подготовленности, общего микроклимата и условий тренировочной и соревновательной деятельности и др.

Медико-биологический контроль предусматривает оценку состояния здоровья, возможностей функциональных различных систем, отдельных органов и механизмов, несущих основную нагрузку в тренировочной и соревновательной деятельности.

В настоящее время в теории и методике спортивной тренировки, в практике спорта осознана необходимость использования всего многообразия видов, методов, средств контроля в совокупности, что и привело, в конечном итоге, к возникновению понятия комплексный контроль.

Под комплексным контролем следует понимать параллельное применение этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследования спортсменов, при условии использования педагогических, социально-психологических и медико-биологических показателей для всесторонней оценки подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов.

2. Содержание и организация этапного контроля

Цель этапного контроля - получить информацию, на основании которой можно составить планы подготовки на период, этап или какой-то другой относительно длительный срок. Программа этапного контроля формируется следующим образом.

Один блок (батарею) составляют общие для многих видов спорта неспецифические тесты. Они предназначены для оценки физического состояния спортсмена.

Критериями физической работоспособности в таких тестах являются:

время, в течение которого спортсмен мог выполнить задание;

объем работы (он определяется как произведение средней мощности на время теста);

максимальное потребление кислорода..

Кроме того, непосредственно измеряются или рассчитываются такие показатели, как максимальная легочная вентиляция (МЛВ), концентрация молочной кислоты в мышцах и артериальной крови, максимальный кислородный долг (МКД) и т.п.

Значения всех этих показателей сравниваются: с исходными (показателями покоя) и с объемом работы в тесте. На основании исходных данных и результатов сравнения делается вывод о здоровье и физической работоспособности спортсменов.

Второй блок - это специфические тесты, структура которых должна соответствовать структуре соревновательного упражнения. Мера их информативности определяется по величине коэффициентов корреляции между результатами в соревнованиях и достижениями в тестах.

Этапный контроль предполагает регистрацию достижений в соревнованиях и тестах (или только в тестах) в начале и конце очередного этапа подготовки. Анализ результатов контроля проводится на основании оценки зависимости между приростами достижений в соревновательных упражнениях и тестах, с одной стороны, и частными объемами нагрузок за этап - с другой. Для этого частные объемы специализированных и неспециализированных упражнений, а также упражнений разной направленности сопоставляются с показателями кумулятивного тренировочного эффекта. В простейшем случае составляется обыкновенный график, но лучше всего использовать для этого ЭВМ.

В процессе сопоставления выявляются зоны нагрузок и упражнения, применение которых привело к увеличению спортивных результатов, показателей работоспособности и т.п.

При организации этапного контроля следует на всех этапах подготовки использовать одни и те же тесты (такие тесты называют сквозными). В этом случае можно получить динамику показателей и проанализировать ее. Но в некоторых случаях целесообразно дополнять эту батарею другими тестами. По их результатам проверяют решение специфических задач этапа. Например, если в ходе его проводилась концентрированная силовая подготовка, в программу контроля нужно включить специализированные силовые тесты.

Основная задача текущего контроля - сбор и анализ информации, необходимой для планирования нагрузок или их коррекции в микроциклах тренировки.

Эффективность такого регулирования проявляется в приближении реальных результатов тренировки к должным. Кроме того, у тренера постепенно накапливается информация о том, к каким последствиям приводят разные схемы нормирования нагрузок в микроциклах. Он систематизирует ее и в дальнейшем более обоснованно распределяет объем и содержание нагрузок по дням микроцикла.

Главным в таком подходе является выбор метрологически корректных тестов текущего контроля. Информативность их определяется на основе сопоставления ежедневной динамики результатов в тестах со следующими критериями:

достижениями в комплексе тестов;

показателями выполняемой тренировочной нагрузки.

В первом случае у спортсмена ежедневно регистрируют результаты по нескольким тестам. Может оказаться, что динамика этих результатов однонаправлена. В таком случае нужно выбрать из этой группы тестов один и использовать его для текущего контроля. Наиболее информативными считаются те тесты, результаты в которых в наибольшей степени изменяются после выполнения тренировочных заданий. Например, после нагрузок скоростно-силового характера (прыжков, быстрых упражнений с отягощениями и т.п.) увеличивается твердость расслабленных мышц. Следовательно, значения твердости, измеренные с помощью миотонометра, можно использовать для текущего контроля.

Надежность тестов текущего контроля оказывается высокой, если дисперсия повторных измерений, проведенных в один из дней, будет намного меньше, чем дисперсия результатов ежедневных измерений.

Например, надежность силового теста будет высокой, если колебания повторных измерений (в один день) составляет плюс-минус 50 Н, а колебания силы ото дня ко дню - плюс-минус 500Н.

Список использованной литературы

контроль спортивный соревновательный

Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. - Изд. 2-е доп. и перераб. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 271 с., ил.

Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 192 с.

Годик М.А. Состояние спортсмена и разновидности контроля. - В кн.: Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 2008, с. 161 - 172.

Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 200 с.

Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. - М.: Медицина, 2000. - 472 с.

Теория спорта / Под ред. проф. Платонова В.Н. - К.: Вища шк. Головное изд-во, 2007. - 424 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные методы комплексного контроля на различных этапах подготовки спортсменов для определения уровня физической и функциональной подготовленности. Виды автоматизированных диагностических комплексов для оценки и мониторинга состояния спортсменов.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2015

    Структура соревновательной деятельности как основа выбора показателей комплексного контроля. Методы контроля и исследования физической и функциональной подготовленности футболистов высокой квалификации в соревновательной деятельности в ФК "Севастополь".

    дипломная работа , добавлен 09.12.2014

    доклад , добавлен 22.11.2014

    Предпосылки развития и направления совершенствования системы подготовки спортсменов. Характеристика соревновательной деятельности в спорте. Теория адаптации и закономерности ее формирования у спортсменов. Основные принципы спортивной подготовки.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    Физическая культура и спорт в России. Развитие бега и спортивной ходьбы. Методика подготовки юных спортсменов. Контрольные показатели разносторонней подготовленности занимающихся в тренировочных годичных циклах. Профилактика травм и заболеваний.

    методичка , добавлен 11.10.2014

    Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях, использованием средств и методов комплексного контроля, его цели и разновидности. Содержание и организация этапного, текущего и оперативного контроля, оценка состояния спортсмена.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Обоснование проблемы совершенствования физической подготовленности юных спортсменов. Учёт возрастных особенностей футболистов при построении учебно-тренировочного процесса. Определение уровня физической и технической подготовленности спортсменов.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2011

    дипломная работа , добавлен 09.02.2009

    Общие основы спортивной подготовки легкоатлета. Особенности эффективной физической, технической, тактической и теоретической подготовки легкоатлета. Анализ общей и специальной физической подготовки спортсменов. Характеристика тренировочного процесса.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Понятие, принципы педагогического контроля, особенности и принципы его реализации в соревновательной деятельности спортсменов. Моделирование и модельные характеристики в гандболе. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки гандболистов.

Развитие науки и техники позволяет обеспечить эффективный инструментальный контроль над подготовкой в физической культуре и спорте. В том числе имеется возможность более эффективно проводить отбор, прогноз в спорте и контроль эффективности тренировочной работы. Новые технологии позволяют повысить точность инструментальных методов контроля. В этой связи следует упомянуть разнообразные лазерные измерители и анализаторы двигательных характеристик и процессов, протекающих в организме спортсмена. Сюда же нужно включить цифровую фото- и видеорегистрацию, совместимые через инфракрасные порты и высокоскоростные технологии Bluetooth с компьютерами, имеющими большую емкость оперативной и системной памяти, а также компактные носители информации на CD, DVD, USB Flash. Все это позволяет создавать большие компьютерные базы данных на основе сбора показателей организма спортсменов на разных этапах их подготовки.

Состав измерительной системы

Отдельные приборы, измерительные блоки, средства передачи информации объединяют в единую систему. Последняя должна включать датчики различного типа (сенсоры, например, датчики ЧСС типа Polar), каналы связи, приемное (регистрирующее) устройство и блок обработки информации (наиболее часто это компьютер, рис. 2).

Рис. 2.

В состав измерительной системы часто включаются блоки оптической регистрации движений. Эти блоки представляют собой методы дистанционного и бесконтактного контроля движений. Они служат целям регистрации кинематических характеристик, включая пространственные, временные и пространственно-временные параметры движений. Результаты фотосъемки и/или видеорегистрации движений предназначены либо для их визуального изучения, либо, как сказано выше, для кинематического анализа (регистрация положений, поз, перемещений, скоростей и ускорений). В первом случае результаты исследования представляются в виде фотоснимков, видеофильмов, видеоклипов и др. Во втором случае, в комбинации с компьютерной техникой, имеется возможность регистрировать двигательные характеристики и тем самым осуществлять метрологический контроль технической подготовленности спортсменов. Для решения практических задач в настоящее время широко используется цифровая фото- и видеоаппаратура. Приборы этого типа значительно упрощают обработку материала, особенно при использовании прикладных компьютерных программ. После съемки тренировочного или соревновательного сюжета записанное изображение на карту памяти или DVD прибора (фото- или видеокамеры) может быть отправлено в компьютер, используя USB порт, а также инфракрасный или порт Bluetooth. Положения, позы, перемещения можно подвергнуть детальному анализу, используя программу Adobe Photoshop. Для создания видеоклипов элементов техники движений можно использовать программу Adobe Premier. Для непрерывного контроля игровой деятельности в спортивных играх (баскетбол, футбол, хоккей и др.) используются специальные системы, включающие несколько видеокамер, объединенных в общий контур (например, используя карту видсозахвата изображения) при помощи компьютера.

Запись с цифрового фотоаппарата или видеокамеры можно просмотреть после выполнения упражнения и произвести качественный анализ. Вместе с тем имеется возможность наблюдать движения с помощью видеокамеры в реальном масштабе времени (on-line). Для этого камеру присоединяют к DVD- player, а в том случае, когда требуется выполнить захват изображения и записать его на жесткий диск компьютера, необходимо оборудовать компьютер платой видеозахвага. При работе с аналоговыми видеокамерами установка должна включать преобразователь аналогового сигнала в цифровой. Эту задачу хорошо решают компьютерные платы, называемые TV-tuner, которые легко помещаются на «материнскую» плату компьютера. В этом случае наблюдаемое на мониторе компьютера движение спортсмена может быть «захвачено» (опция «capture» - захват) и записано на жесткий диск для последующей обработки. Этим способом можно регистрировать относительно медленные движения, характерные для гимнастики, акробатики, бега, спортивных игр (то есть не броски и ударные действия). При этом эффективность захвата и записи изображения определяется мощностью процессора компьютера, его быстродействием. Регистрация движений с помощью видеосъемки позволяет эффективно оценивать движения в динамике. Цифровые приборы позволяют фиксировать движения со скоростью более 100 кадров в секунду. Видеозапись изображения движений сочетается с использованием фотоэлектронных методов их регистрации. При помощи фотоэлектронных устройств в спортивной практике точно измеряются моменты окончания движений, например, на финише скоростного бега. Эти методы обладают малой инерционностью и высокой степенью точности.

Министерство образования и науки Украины

Открытый международный университет развития человека “Украина”

Горловский филиал

Кафедра физической реабилитации

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Теория и методика физического воспитания

ТЕМА: ”Комплексный контроль в спортивной тренировке

Выполнил:

студент 2-го курса группы ФР-06

дневного отделения

факультета “Физическая реабилитация”

Васькин Константин Евгеньевич

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием средств и методов комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой основе повышать уровень управленческих решений при подготовке занимающихся.

Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсменов на основе объективной оценки различных сторон их подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма. Эта цель реализуется путём решения многообразных частных задач, связанных с оценкой состояний спортсменов, уровня их подготовленности, выполнения планов подготовки, эффективности соревновательной деятельности и др.

Информация, которая является результатом решения частных задач контроля, реализуется в процессе принятия управленческих решений, используемых для оптимизации структуры и содержания процесса подготовки, а также соревновательной деятельности спортсменов.

Предметом контроля в спорте является содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности спортсменов (технической, физической, тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем.

Разновидности комплексного контроля

В практике спорта принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и оперативный , каждый из которых увязывается с соответствующим типом состояний спортсменов (табл.1.1).

Таблица 1.1Основные термины и понятия, используемые при контроле за подготовкой спортсменов(В.М.Зациорский, 1979)

Термин/понятие

Значение термина

Пояснения к термину, в частности способ измерения или оценки
1. Состояние спортсмена и модельные характеристики

1.1 Состояние спортсмена

1.2 Оперативное состояние.

1.3 Оперативная готовность.

1.4 Текущее состояние.

1.5 Текущая готовность

1.6 Этапное состояние

1.7 Подготовленность спортсмена

1.8 Тренированность

1.9 Модельные характеристики спортсмена

1.10 Этапные модельные характеристики

Уровень морфофункциональных свойств спортсмена, определяющих его возможности к демонстрации спортивных достижений. В идеале характеризуется максимально возможным набором признаков, зарегистрированных в какой-либо период времени

Быстро изменяющееся состояние, в частности под влиянием однократного сеанса физических упражнений

Частный случай оперативного состояния, характеризующийся немедленной готовностью к выполнению соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному

Состояние, изменяющееся ото дня ко дню в пределах одного или нескольких тренировочных микроциклов

Частный случай текущего состояния, характеризующийся готовностью к выполнению в ближайшие дни соревновательного упражнения с результатом, близким к максимальному

Состояние, сохраняющееся длительное время (не менее одного месяца)

Комплексная характеристика этапного (перманентного) состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений в ближайшие месяцы

Одна из сторон подготовленности спортсмена, характеризуемая степенью его приспособленности к трениро- вочным или тестирующим нагрузкам.

Идеальные характеристики состояния, в котором могут быть показаны результаты, соответствующие высшим мировым достижениям

Идеальные показатели состояния спортсмена на отдельных этапах подготовки.

Комплексное измерение максимально возможного числа признаков.

Измерения, проведенные во время выполнения тренировочных или соревновательных упражнений, или непосредственно после окончания

Спортивный результат, показанный в данном состоянии, а также косвенные измерения, оценивающие потенциальную возможность демонстрации высокого спортивного результата

Результаты измерений, проведенных ежедневно либо в каждом микроцикле

Измерения, проведенные за несколько дней до старта, в котором был показан результат

Измерения на отдельных этапах тренировки

Измерения на отдельных этапах тренировки, контрольные соревнования

Измерение физиологических реакций организма или выполнение определенных (желательно стандартных) тренировочных или тестирующих нагрузок

Прогнозирование, а также данные наблюдений прежних лет

Состояние спортсмена в мае или сентябре, состояние после пробегания дистанции 1000 м за 3 мин и т.п.

Состояние пловца на определенном метре дистанции или через 10 мин после заплыва и т.п.

Состояние в момент, непосредственно предшествующий старту, в котором был показан рекордный результат

Состояние на следующий день после тренировочного занятия, соревнования или дня отдыха

Состояние за одну неделю до достижения рекордного результата

Состояние в конце подготовительного периода тренировки

Уровень подготовленности в конце подготовительного периода тренировки

Измерение ЧСС после преодоления дистанции в заданное время

Вероятные характеристики будущего рекордсмена мира в беге на 800 м, например величина МПК или максимальная скорость бега

Величина МПК, которой должны достичь конькобежцы в сентябре, чтобы иметь возможность продемонстрировать рекордные результаты в зимние месяцы

2. Тренировочные эффекты

2.1 Срочный тренировочный эффект

2.2 Отставленный тренировочный эффект

2.3 Кумулятивный тренировочный эффект

2.4 Частный тренировочный эффект

Изменения, наступающие в организме спортсмена во время тренировочного или соревновательного упражнения либо непосредственно после их окончания

Изменения, наступающие в организме на следующий день после выполнения тренировочного или соревновательного упражнения

Изменения, наступающие в организме в результате суммирования следов многих тренировочных занятий

Тренировочный эффект вызываемый отдельным тренировочным средством

Измерения, проводимые на тренировочном занятии или соревновании либо сразу после их окончания

Измерения, проводимые на следующий день после тренировочного занятия или соревнования

Комплексные измерения, проведенные в один из периодов подготовки

Может быть измерен путем сравнения тренировочных эффектов, вызываемых разным набором тренировочных средств

Изменение ЧСС на финише бега; содержание лактатов крови или сдвиг рН после забега и т.п

Изменения подготовленности спортсмена в сентябре по сравнению с его подготовленностью в июне

Тренировочный эффект, вызванный выполнением новых тренировочных упражнений

3. Разновидности контроля

3.1 Контроль за подготовкой спортсмена (команды)

3.2 Комплексный контроль

3.3 Педагогический контроль

3.4 Биомеханический контроль

3.5 Оперативный контроль

3.6 Текущий контроль

3.7 Этапный контроль

3.8 Ежемесячное обследование

3.9 Этапные комплексные обследования

3.10 Углублённые медицинские обследования

Сбор, оценивание и анализ информации о состоянии спортсмена в процессе его подготовки

Контроль за состоянием спортсмена, осуществляемый специалистами различного профиля (педагогами, врачами, биохимиками, физиолога ми и др.)

Контроль, осуществляемый тренером, а также исследователем-педагогом

Контроль за двигательной активностью спортсмена, в частности техникой выполнения соревновательных и тренировочных упражнений

Контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности его оперативной готовностью

Контроль за текущим состоянием спортсмена, в частности его текущей готовностью

Контроль за перманентным состоянием спортсмена, в частности его подготовленностью

Разновидность этапного контроля; проводится каждый месяц

Разновидность этапного контроля; проводится на отдельных этапах подготовки и имеет целью комплексную проверку подготовленности спортсменов

Разновидность этапного контроля. Характеризуется привлечением медицинских специалистов разного профиля и нацеленностью не только на оценку подготовленности, но и на контроль за состоянием здоровья спортсмена

Контроль понимается как полостная деятельность, включающая не только сбор необходимых сведений, но и их сопоставление с имеющимися данными (планами, контрольными показателями, нормами), и последующий анализ

Имеет целью разно-

стороннюю проверку состояния спортсмена. В зависимости от направленности отдельных сторон контроля и профиля специалистов выделяют педагогический, врачебный, биохимический и др.

виды контроля

Педагогический контроль включает контроль за:

2) состоянием спорт смена;

3)спортивной техникой и тактикой;

4)спортивными результатами и ведением спортсмена на соревнованиях

Рассматривается как составная часть педагогического контроля, но может проводиться с привлечением специлистов-биомехаников

Экспресс-оценка того состояния, в котором в данные минуты находится спортсмен

Измерения, проводимые ежедневно либо один раз в несколько дней.

Измерения, проводимые на отдельных этапах тренировки

Ежемесячные измерения

Измерения на отдельных этапах подготовки

Комплексное медицинское освидетельствование спортсменов

Контроль за состоянием спортсмена включает: тестирование спортсмена (сбор информации); сравнение полученных данных с имеющимися (оценивание); вынесение заключения о состоянии спортсмена, соответствия плану и т.п. (анализ)

Этапное комплексное обследование спортсмена

Контроль за перечисленными показателями, который проводит тренер, его помощники, а также сотрудники комплексных научных групп (КНГ)

Регистрация времени по отрезкам дистанции, длины и частоты шагов, внутрицикловых колебаний скорости, силы отталкивания или гребка в видах спорта циклического характера

Измерение ЧСС для определения готовности спортсмена к очередному забегу.

Текущий (ежедневный) контроль за массой тела

Этапные комплексные обследования, углубленное медицинское обследование

Контрольные прикидки в каком-либо упражнении, проводимые каждый месяц в одни и те же дни

Комплексные обследования спортсменов в начале и в конце подготовительного периода

Диспансеризация спортсменов

Этапный контроль позволяет оценить этапное состояние спортсмена, его подготовленность, которое является следствием долговременного тренировочного эффекта. Такие состояния спортсмена являются результатом длительной подготовки – в течение ряда лет, года, макроцикла, периода или этапа.

Текущий контроль, по результатам которого определяют повседневные колебания подготовленности, направлен на оценку текущих состояний, т.е. тех состояний, которые являются следствием нагрузок серий занятий, тренировочных или соревновательных микроциклов.

Оперативный контроль, который позволяет определить состояние спортсмена непосредственно в момент выполнения упражнений, предусматривает оценку оперативных состояний – срочных реакций организма спортсменов на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий и соревнований.

Каждому тренеру приходится составлять три разновидности планов:

1) план для проведения тренировочного занятия; 2) план микроцикла

(в спортивных играх – межигрового цикла); 3) план (программу) подготовки на этап, период. Необходимость этих трех документов планирования обусловливается следующими обстоятельствами. Цель тренировки – это воздействие на состояние спортсмена; в результате такого воздействия состояние изменяется.

Устойчивое (этапное) состояние можно поддерживать относительно долго: недели или даже месяцы. Комплексная характеристика этапного состояния спортсмена, отражающая его возможности к демонстрации спортивных достижений, называется подготовленностью, а состояние оптимальной (наилучшей для данного момента тренировки) подготовленности – спортивной формой. Очевидно, что в течение одного или нескольких дней нельзя достигнуть состояния спортивной формы или утратить его. Этапное состояние является следствием многих тренировочных занятий, воздействия которых постепенно суммируются. Поэтому справедливо утверждение, что в основе этапных состояний лежит кумулятивный тренировочный эффект (КТЭ).

Текущее состояние характеризуется повседневными колебаниями уровня подготовленности (этапного состояния) спортсменов. Нагрузка любого из занятий повышает или снижает этот уровень. Но обычно такие изменения устраняются в интервалах отдыха между занятиями. В их основе лежит отставленный тренировочный эффект (ОТЭ). Текущее состояние спортсмена определяет нагрузку тренировочных занятий в микроцикле тренировки.

Частный случай текущего состояния, характеризующийся возможностью показать в ближайшие дни в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется текущей готовностью.

Состояние спортсмена в момент выполнения упражнения (или сразу же после его окончания) называется оперативным. Оно неустойчиво и быстро изменяется после отдыха между повторениями упражнения или снижения нагрузки в нем. Оперативное состояние изменяется в ходе тренировочного занятия. Этими изменениями тренер может управлять, если будет правильно планировать длительность и интенсивность упражнений, интервалы отдыха, число повторений. Готовность показать в соревновательном упражнении результат, близкий к максимальному, называется оперативной.

В зависимости от количества частных задач, объёма показателей, включенных в программу обследований, различают углублённый, избирательный и локальный контроль. Углублённый контроль связан с использованием широкого круга показателей, позволяющих дать всестороннюю оценку подготовленности спортсмена, эффективности соревновательной деятельности, качества учебно-тренировочного процесса на прошедшем этапе. Избирательный контроль проводится при помощи группы показателей, позволяющих оценить какую-либо из сторон подготовленности или работоспособности, соревновательной деятельности или учебно-тренировочного процесса. Локальный контроль основан на использовании одного или нескольких показателей, позволяющих оценить относительно узкие стороны двигательной функции, возможностей отдельных функциональных систем и т.д.

Углублённый контроль обычно используется в практике оценки этапного состояния, избирательный и локальный - текущего и оперативного.

В зависимости от применяемых средств и методов контроль может носить педагогический, социально-психологический и медико-биологический характер.

В процессе педагогического контроля оценивается уровень технико-тактической и физической подготовленности, особенности выступления в соревнованиях, динамика спортивных результатов, структура и содержание тренировочного процесса и др.

Социально-психологический контроль связан с изучением особенностей личности спортсмена, их психологического состояния и подготовленности, общего микроклимата и условий тренировочной и соревновательной деятельности и др.

Медико-биологический контроль предусматривает оценку состояния здоровья, возможностей функциональных различных систем, отдельных органов и механизмов, несущих основную нагрузку в тренировочной и соревновательной деятельности.

В настоящее время в теории и методике спортивной тренировки, в практике спорта осознана необходимость использования всего многообразия видов, методов, средств контроля в совокупности, что и привело, в конечном итоге, к возникновению понятия комплексный контроль.

Под комплексным контролем следует понимать параллельное применение этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследования спортсменов, при условии использования педагогических, социально-психологических и медико-биологических показателей для всесторонней оценки подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов.

Цель этапного контроля – получить информацию, на основании которой можно составить планы подготовки на период, этап или какой-то другой относительно длительный срок. Программа этапного контроля формируется следующим образом.

Один блок (батарею) составляют общие для многих видов спорта неспецифические тесты. Они предназначены для оценки физического состояния спортсмена.

Критериями физической работоспособности в таких тестах являются:

1) время, в течение которого спортсмен мог выполнить задание;

2) объем работы (он определяется как произведение средней мощности на время теста);

3) максимальное потребление кислорода..

Кроме того, непосредственно измеряются или рассчитываются такие показатели, как максимальная легочная вентиляция (МЛВ), концентрация молочной кислоты в мышцах и артериальной крови, максимальный кислородный долг (МКД) и т.п.

Значения всех этих показателей сравниваются: с исходными (показателями покоя) и с объемом работы в тесте. На основании исходных данных и результатов сравнения делается вывод о здоровье и физической работоспособности спортсменов.

Второй блок – это специфические тесты, структура которых должна соответствовать структуре соревновательного упражнения. Мера их информативности определяется по величине коэффициентов корреляции между результатами в соревнованиях и достижениями в тестах.

Этапный контроль предполагает регистрацию достижений в соревнованиях и тестах (или только в тестах) в начале и конце очередного этапа подготовки. Анализ результатов контроля проводится на основании оценки зависимости между приростами достижений в соревновательных упражнениях и тестах, с одной стороны, и частными объемами нагрузок за этап – с другой. Для этого частные объемы специализированных и неспециализированных упражнений, а также упражнений разной направленности сопоставляются с показателями кумулятивного тренировочного эффекта. В простейшем случае составляется обыкновенный график, но лучше всего использовать для этого ЭВМ.

В процессе сопоставления выявляются зоны нагрузок и упражнения, применение которых привело к увеличению спортивных результатов, показателей работоспособности и т.п.

При организации этапного контроля следует на всех этапах подготовки использовать одни и те же тесты (такие тесты называют сквозными). В этом случае можно получить динамику показателей и проанализировать ее. Но в некоторых случаях целесообразно дополнять эту батарею другими тестами. По их результатам проверяют решение специфических задач этапа. Например, если в ходе его проводилась концентрированная силовая подготовка, в программу контроля нужно включить специализированные силовые тесты.

Основная задача текущего контроля – сбор и анализ информации, необходимой для планирования нагрузок или их коррекции в микроциклах тренировки.

Эффективность такого регулирования проявляется в приближении реальных результатов тренировки к должным. Кроме того, у тренера постепенно накапливается информация о том, к каким последствиям приводят разные схемы нормирования нагрузок в микроциклах. Он систематизирует ее и в дальнейшем более обоснованно распределяет объем и содержание нагрузок по дням микроцикла.

Главным в таком подходе является выбор метрологически корректных тестов текущего контроля. Информативность их определяется на основе сопоставления ежедневной динамики результатов в тестах со следующими критериями:

1) достижениями в комплексе тестов;

2) показателями выполняемой тренировочной нагрузки.

В первом случае у спортсмена ежедневно регистрируют результаты по нескольким тестам. Может оказаться, что динамика этих результатов однонаправлена. В таком случае нужно выбрать из этой группы тестов один и использовать его для текущего контроля. Наиболее информативными считаются те тесты, результаты в которых в наибольшей степени изменяются после выполнения тренировочных заданий. Например, после нагрузок скоростно-силового характера (прыжков, быстрых упражнений с отягощениями и т.п.) увеличивается твердость расслабленных мышц. Следовательно, значения твердости, измеренные с помощью миотонометра, можно использовать для текущего контроля.

Надежность тестов текущего контроля оказывается высокой, если дисперсия повторных измерений, проведенных в один из дней, будет намного меньше, чем дисперсия результатов ежедневных измерений.

Например, надежность силового теста будет высокой, если колебания повторных измерений (в один день) составляет плюс-минус 50 Н, а колебания силы ото дня ко дню – плюс-минус 500Н.

Основная задача оперативного контроля – экспресс-оценка состояния, в котором находится спортсмен в момент или сразу по окончании упражнения (серии упражнений, занятия). В содержании этой разновидности контроля входит также срочная оценка техники упражнений и тактики.

Оперативный контроль является самым важным, так как по его результатам судят в соответствии реального срочного тренировочного эффекта (СТЭ) за- планированному.

В оперативном контроле и планировании можно условно выделить три этапа. На первом основное внимание уделялось тому, что должен выполнить спортсмен на тренировочном занятии. Поэтому в планах –конспектах подробно выписывали упражнения, способы их выполнения, дозировку и т.п. Должный тренировочный эффект работы не указывался, но лучшие наши тренеры, конечно, предполагали, что если спортсмен полностью выполнит задание, то это приведет к достижению необходимого эффекта.

Второй этап характерен тем, что наряду с описанием методики выполнения упражнений в конспектах стали появляться указания о должных нормах тренировочных эффектов. Например, спортсмен не просто должен пробежать шесть раз по 400 метров, но сделать это так, чтобы частота сердечных сокращений во время бега не опускалась ниже 180 уд\мин, а следующее повторение начинать при уменьшении ее значений до 120 уд\мин.

Ускорение научно-технического процесса в спорте сказалось, прежде всего, на повышении эффективности оперативного контроля и планирования нагрузок. Тренировочный процесс все более становится процессом управления срочными тренировочными эффектами. Этим и отличается третий этап развития методики оперативного контроля и планирования.

В начале задаются должные тренировочные эффекты, а затем подбираются тренировочные средства и методы, которые позволяют достичь их. В связи с этим к тестам и методике оперативного контроля, которые должны подтверждать достижения запланированных СТЭ, предъявляются очень жесткие требования. Если условия позволяют, то контроль осуществляется непосредственно по ходу выполнения упражнения. Если нет – то сразу же по его окончании.

Информативность тестов оперативного контроля определяется тем, на сколько чувствительны они к выполняемой нагрузке. Этому требованию в наилучшей степени удовлетворяют биомеханические, физиологические и биохимические показатели. Величина информативности тестов ОК определяется значением коэффициента корреляции, рассчитанного между изменениями критерия и изменениями в тесте.

Надёжность тестов оперативного контроля зависит, прежде всего: а) от точности воспроизведения величины нагрузки в повторных попытках; б) от неизменности подготовленности спортсменов в разные этапы тестирования. Так, например, если в первый день оперативного контроля ЧСС в беге со скоростью 7,8 м/с достигла 185 уд/мин, то при повторном испытании во второй день ЧСС будет такой же лишь в том случае, если скорость бега не изменится.

В зависимости от запланированной направленности тренировочных упражнений содержание оперативного контроля и используемые критерии состояния спортсмена меняются. Например, в тренировочных занятиях аэробной и смешанной направленности информативным критерием является ЧСС: в диапазоне от 130 до 180 уд/мин её значения линейно связаны с мощностью нагрузки и потреблением кислорода. Поэтому если тренер регистрирует у спортсмена в одном случае ЧСС 150 уд/мин, а во втором – 170 уд/мин, то он может быть уверен, что потребление кислорода возросло.

Но в занятиях анаэробной направленности ЧСС перестаёт быть информативным показателем, так как она ничего не говорит о степени интенсификации анаэробных процессов. Поэтому если у спортсмена в одном случае ЧСС равна 200 уд/мин, а в другом 220 уд/мин, то это не свидетельствует о большей активности энергетических механизмов, являющихся основными в такой работе.


Список литературы

1. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. – Изд. 2-е доп. и перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 271 с., ил.

2. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.

3. Годик М.А. Состояние спортсмена и разновидности контроля. – В кн.: Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1988, с. 161 – 172.

4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

5. Иванов С.М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. – М.: Медицина, 1970. – 472 с.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама