THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Зажигание олимпийского огня – одна из старейших и важнейших традиций Олимпийских игр. Существует она еще со времен Древней Греции. У древних греков огонь символизировался с возрождением и очищением. Это своеобразное напоминание о мифах и легендах. Титан Прометей отобрал огонь у Зевса и подарил его людям, за что и понес суровое наказание.

Первые античные олимпийские игры были открыты еще в 776 году до нашей эры. О переносе олимпийского огня заботилось несколько десятков специально обученных юношей. Дистанция олимпийского огня составляла около 2,5 километров. Считается, что олимпийский огонь зажигается в греческом городке Олимпии от лучей солнца. После огонь доставляется до места проведения церемонии при помощи эстафеты и в день, когда факел достигает города, начинается открытие Олимпиады. Огонь должен продолжать гореть до церемонии закрытия игр. Все это время огонь находится в специальной чаше, которая расположена на том стадионе, где проводится олимпиада. Традиция передачи факельной эстафеты возродилась в 1936 году. В это время проходили Олимпийские игры в Берлине. Спортсмен, которому посчастливилось начать эстафету в Греции, был Константинос Кондилис. Дистанцию бегун прошел за 12 ночей и 11 дней. А на стадионе огонь зажег немец Фриц Шильген. Задумка олимпийской эстафеты была реализована при помощи генерального секретаря оргкомитета берлинских Олимпийских игр Карла Дима. Концепция претерпела некоторые изменения, связанные со второй мировой войной. На Лондонской олимпиаде в 1948 году пробег с факелом принял очень символичное название «эстафеты мира»!

Практически всегда огонь переносился спортсменами, в основном бегунами. Но иногда приходилось использовать и другие виды транспортировок. К примеру, в 1948 году огонь перевезли через залив Ла-Манш, при помощи команды гребцов в Канберре.

В 1952 году факел впервые совершил полет в самолете на пути в Хельсинки.

В 1956 году на Мельбурнской Олимпиаде на пути к Стокгольму эстафетчики передвигались верхом на лошадях.Трансляция передачи олимпийского огня по телевидению началась с 1960 года.

В 1964 году на олимпийских играх в Токио, огонь зажег бегун Йошинори Сакаи. Он родился в Хиросиме 6 августа 1945 года. В этот день на Хиросиму была сброшена атомная бомба. Зажигание факела – символ восстания и возрождения Японии после Второй Мировой Войны.

В 1968 году на летних играх в Мексике огонь впервые зажгла женщина. Ею стала барьеристка Энрикетта Базилио.

Одним из самых необычных способов транспортировки являлся случай, когда огонь преобразовали в радиосигнал. Из города Олимпии при помощи спутника передали сигнал в Канаду. Этот сигнал повлиял на лазерный луч, который и зажег огонь.

В 1992 году на Летних играх в Барселоне был придуман один из самых оригинальных способов зажигания олимпийского огня. Огонь был зажжен при помощи лучника и его горящей стрелы.

Недалеко от Большого Барьерного рифа в 2000 году огонь даже переправили под водой. Вэнди Крейг-Дункан - австралийский биолог, пронесла факел прямо по дну моря у Ажинкурского рифа. Для такой необычной переноски факела, пришлось разработать специальный факел с искрящимся составом. Помимо огня под водой он должен давать достаточно света.

В 2004 году была пройдена мировая факельная эстафета. Огонь прошел дистанцию в 78 000 км и побывал в руках у 11 400 спортсмен. Продолжалось это действие целых 78 дней.

Другие уникальные способы транспортировки олимпийского огня включали в себя и северо-американское каноэ, и даже верблюда.

Пройдет в воскресенье, 29 сентября, в Древней Олимпии, после чего примет старт эстафета, которая завершится в Сочи 7 февраля 2014 года.

Олимпийский огонь — один из символов Олимпийских игр. Его зажигают в Олимпии (Греция) за несколько месяцев до открытия игр. Огонь доставляют, используя факелы, которые несут бегуны, передавая его друг другу по эстафете.

Традиция зажжения Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Она служила напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям .

Прометей проявил сострадание к людям и украл из мастерской божественного кузнеца Гефеста огонь, который вынес тайно в тростнике. Вместе с огнем он взял у Гефеста "премудрое умение" и научил людей строить дома, корабли, обтесывать камень, плавить и ковать металл, писать, считать .

Как гласят мифы, Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, ежедневно вырастающую вновь. Прометей был спасен Гераклом .

В 776 году до нашей эры атлеты начали соревноваться на античных Олимпийских играх. Специально к их открытию огонь зажигался и транспортировался на финишную линию. Процесс доставки олимпийского огня подразумевал поддержание чистоты и силы природной стихии в непрерывном состоянии. Об этом заботились 10 афинских триб (родовых объединений), которые выделяли для этого процесса 40 обученных юношей. Молодые люди доставляли факел с алтаря Прометея прямиком к афинскому алтарю. Дистанция составляла 2,5 километра .

В новейшей истории идея зажжения олимпийского огня от солнечных лучей у храма Зевса в Олимпии и его доставки факельной эстафетой на олимпийский стадион к церемонии открытия Игр была высказана Пьером де Кубертеном в 1912 году. В 1928 году сотрудник Амстердамской электроэнергетической компании зажег первый олимпийский огонь в чаше Марафонской башни Олимпийского стадиона в Амстердаме, и с тех пор этот ритуал является неотъемлемым атрибутом современных Олимпийских игр. В 1952, 1956, 1960 и 1994 годах олимпийский огонь зимних Игр зажигался в норвежской деревне Моргендаль в камине дома, где жил основоположник норвежского лыжного спорта Сондре Нордхейм (1825-1897) .

Технологически зажжение Олимпийского огня происходило так же, как и сейчас .

Современную церемонию зажжения олимпийского огня проводят в Олимпии одиннадцать женщин, изображающих жриц. Актриса, облаченная как церемониальная жрица в античные одеяния, зажигает факел таким же образом, как это делали на Играх древности. Она использует параболическое зеркало, чтобы сфокусировать солнечные лучи в одной точке благодаря изогнутой форме. Энергия солнца создает большое количество тепла, которое воспламеняет топливо в факеле, когда жрица подносит его к центру зеркала.
Если в день церемонии зажжения олимпийского огня нет солнца, жрица может зажечь факел от огня, зажженного в солнечный день перед церемонией.

Огонь переносится в горшке к алтарю на античном Олимпийском стадионе, где он зажигает факел первого бегуна эстафеты.

Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих Играх) погаснет по той или иной причине.

Одной из жриц на самой первой церемонии зажжения олимпийского огня стала Мария Хорс, юная греческая танцовщица, которая впоследствии, начиная с Олимпийских игр в Токио в 1964 году, и заканчивая Олимпийскими играми в Сиднее в 2000 году, являлась неизменным хореографом церемонии Олимпийского огня .

Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

История возникновения Олимпийского огня берет начало в Древней Греции. Эта традиция напоминала людям о По легенде Прометей похитил у Зевса огонь и подарил его людям. Как началась современная история Олимпийского огня? Об этом далее в статье.

Когда стали зажигать огня?

В каком городе продолжилась традиция Древней Греции? В 1928-м году в Амстердаме началась современная история Олимпийского огня. Перед играми в Берлине, в 1936-м, была проведена первая Эстафета. Автором идеи стал Обряд Эстафеты огня превосходно подходил тогда под идеологическую доктрину фашистов. Он воплощал в себе сразу несколько символов и идей. Дизайн факела был придуман Вальтером Лемке. Всего было изготовлено 3840 штук. Факел имел длину в 27 сантиметров, а весил 450 грамм. Выполнен он был из нержавеющей стали. Всего в Эстафете участвовал 3331 бегун. На церемонии открытия игр в Берлине Олимпийский огонь зажигал Фриц Шильген. В течение нескольких последующих лет Международные соревнования не проводились. Причиной была 2-я Мировая война, начатая Гитлером.

История Олимпийского огня продолжилась уже с 1948-го года - тогда состоялись следующие игры. Хозяином соревнований стал Лондон. Было изготовлено два варианта факелов. Первый предназначался для Эстафеты. Он был выполнен из алюминия, внутри него помещались таблетки горючего. Второй вариант предназначался для завершающего этапа на стадионе. Он был выполнен из нержавеющей стали, а внутри него горел магний. Это позволяло даже при ярком свете дня видеть горящий огонь. Первая Эстафета зимних игр началась в норвежском городке Моргедаль. Это место было весьма популярным среди слаломистов и прыгунов с трамплина. Надо сказать, что в Норвегии давно существует традиция кататься на лыжах по ночам с факелом в руке. Лыжники решили доставить символ Международных игр в Осло. Для этих соревнований было изготовлено 95 факелов, рукоять каждого имела длину 23 сантиметра. На чаше была изображена стрела, которая соединяла Осло и Моргедаль.

Хельсинки, Кортина, Мельбурн

Финны оказались самыми экономными. Для проведения Олимпиады в Хельсинки было всего изготовлено 22 факела. К ним прилагались (всего 1600 штук), каждого хватало приблизительно минут на 20 горения. В связи с этим менять их нужно было сравнительно часто. Символ игр был выполнен в виде чаши, насаженной на березовую рукоять. Следующие игры состоялись в Кортина д"Ампеццо, на севере Италии. Часть Эстафеты огня тогда прошла на роликах. Вероятно, одним из прообразов дизайна символа игр в Австралии являлся вариант, созданный для Лондонских соревнований. Одновременно с австралийской Олимпиадой проводились состязания по конному спорту в Стокгольме. В связи с этим символ игр отправился сразу в две страны: Швецию и Австралию.

Скво-Вэлли, Рим, Токио

Организация церемоний закрытия и открытия Международных игр 1960-го в Калифорнии была возложена на компанию Disney. Дизайн символа соревнований сочетал в себе элементы мельбурнского и лондонского факелов. В этом же году игры состоялись в Риме. Дизайн символа игр был навеян автору античными скульптурами. В Токио Олимпийский огонь доставили по суше, морю и воздуху. В самой Японии пламя было разделено, его пронесли по 4-м направлениям и соединили по завершению Эстафеты в одно целое.

Гренобль, Мехико, Саппоро

Маршрут Олимпийского огня по Франции был наполнен приключениями. Так, через горный перевал Пюи-де-Санси символ игр пришлось буквально нести ползком из-за снежной бури. Через порт Марселя факел нес пловец в вытянутой руке. Самой травмоопасной считается Эстафета игр в Мехико. Все триста факелов внешне были похожи на венчики, которыми взбивают яйца. На церемонии открытия соревнований чашу с пламенем впервые зажгла женщина. Внутри факелов находилось горючее, которое оказалось быстровоспламеняющимся. В процессе Эстафеты несколько бегунов получили ожоги. Во время игр в Саппоро протяженность Эстафеты составила больше пяти тысяч километров, и участвовало в ней более 16 тыс. человек. Высота факела составила 70.5 см. Так же, как и перед соревнованиями в Токио, в этот раз пламя было разделено, и его пронесли по различным направлениям, чтобы факел смогло поприветствовать как можно больше людей.

Мюнхен, Инсбрук, Монреаль

Факел игр в Мюнхене был выполнен из нержавеющей стали. В различных погодных условиях, кроме экстремально жарких, он прошел тесты на "выносливость". Когда же на пути в Германию из Греции температура воздуха поднялась до 46 градусов, использовали герметичный факел. "Родственником" мюнхенского стал символ игр в Инсбруке. Как и предыдущий, он был выполнен в виде шпаги, которую вверху украшали На церемонии открытия было зажжено сразу две чаши - в знак того, что соревнования проходят здесь во второй раз. "Космическая" передача пламени состоялась в честь открытия игр в Монреале. На этих соревнованиях особое внимание уделялось тому, как будет выглядеть огонь с экранов телевизоров. Для усиления эффекта его поместили в черный квадрат, установленный на красной рукоятке. Такой передачи пламени до этого момента история Олимпийского огня еще не знала. В форме лазерного луча при помощи спутника его перенесли с континента на континент: в Оттаву из Афин. В Канаде чашу зажгли традиционным способом.

Лейк-Плэсид, Москва, Сараево

Эстафета в честь игр в США началась там, где англичанами были основаны первые поселения. Число участников забега было небольшим, и все они представляли штаты США. Всего бежало 26 женщин и 26 мужчин. Символ соревнований не отличался каким-либо новым дизайном. В Москве факел снова приобретает необычную форму с золотой верхушкой и золотой же декоративной деталью на рукоятке с эмблемой игр. Перед проведением соревнований изготовление символа было заказано достаточно крупной компании Японии. Но после того как советские чиновники увидели результат, они были крайне разочарованы. Японцы, разумеется, извинились, более того, выплатили неустойку Москве. После изготовление было поручено ленинградскому представительству Министерства авиапромышленности. Факел для игр в Москве в итоге стал достаточно удобным. Его длина была 550 мм, а вес - 900 грамм. Выполнен он был из алюминия и стали, внутрь встроен газовый капроновый баллон.

Лос-Анжелес, Калгари, Сеул

Олимпиада в США 1984-го года прошла с громкими скандалами. Во-первых, организаторы предлагали спортсменам пробежать свои этапы за 3 тысячи долларов/км. Безусловно, это вызвало волну негодования у родоначальников соревнований - греков. Факел был выполнен из стали и латуни, рукоятка была отделана кожей. На символе игр в Калгари впервые был выгравирован слоган соревнований. Сам факел был сравнительно тяжелым, весил порядка 1.7 кг. Выполнен он был в виде башни - достопримечательности Калгари. На рукояти лазером были сделаны пиктограммы, которые олицетворяли зимние виды спорта. К играм в Сеуле был подготовлен факел из меди, кожи и пластмассы. В его дизайне было сходство с канадским предшественником. Отличительной чертой символа игр в Сеуле стала истинно корейская гравировка: два дракона, которые символизировали гармонию Востока и Запада.

Альбервиль, Барселона, Лиллехаммер

Игры во Франции (в Альбервиле) положили начало эпохе экстравагантных дизайнов символа соревнований. К созданию формы факела был привлечен Филипп Старк, который прославился своей мебелью. Факел игр в Барселоне кардинально отличался от всех предыдущих. Дизайн символа придумал Андре Рикард. По задумке автора, факел должен был выражать "латинский" характер. Чаша на церемонии открытия была зажжена лучником, который пустил стрелу прямо в ее центр. На стадион Лиллехаммера факел внес, в полете держа на вытянутой руке, прыгун с трамплина. Как и перед соревнованиями в Осло, пламя зажгли не в Греции, а в Мордегале. Но греки заявили протест, и огонь был доставлен в Лиллехаммер из Греции. Его и доверили прыгуну с трамплина.

Игры в Сочи 2014

Макет факела, его концепция и проект были придуманы Изначально в качестве материалов для его изготовления предполагались поликарбонат и титан. Однако в производстве использовался алюминий. Этот факел стал одним из самых тяжелых из всех, которые когда-либо были. Его вес составил больше полутора килограммов (фото Олимпийского огня в Сочи представлено выше). Высота "пера" - 95 сантиметров, в самом широком месте ширина - 14.5 см, а толщина - 5.4 сантиметра. Такова краткая история Олимпийского огня. Для детей, живущих в России, игры в Сочи стали поистине знаменательным событием. Символика соревнований стала любима и взрослыми.

«Посмотрите на факелы прошлых зимних Олимпиад! Их внешность можно описать словами “квадратиш, практиш, гут”. Нашей же задачей было разработать совершенно выдающийся дизайн, с этаким исконно русским “подвывертом”. Но важнее всего – он должен быть душевным. Не просто сухой и функциональный промдизайн, а именно душевный!» – последнее слово Владимир Пирожков произносит с придыханием. Владимир – руководитель центра промышленного дизайна и инноваций AstraRossa Design, где разрабатывался внешний вид факела зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

Лет семь назад Владимир Пирожков и представить себе не мог, что покинет солнечную виллу в Ницце, вернется в Россию и займется зимним факелостроением. Выпускник Свердловского архитектурного института, он чуть ли не автостопом покинул страну в начале 1990-х и угодил в подмастерья к основателю биодизайна, легендарному Луиджи Колани. Затем успешно работал дизайнером по интерьерам в компании Citroёn, где из-под его пера вышли интерьеры моделей C3, C3 Pluriel, С4 Coupe, С5 и специально «заточенного» под президента Франции Жака Ширака C6 Lignage.

Потом работал в европейском центре Toyota в Ницце, где дослужился до начальника подразделения, которое занимается «автомобилями будущего».

А в 2007 году тойотовский дизайн-центр в Ницце с экскурсией посетил тогдашний министр экономразвития РФ Герман Греф, который и предложил дизайнеру вернуться на родину. Так появился центр AstraRossa Design, дебютом которого стал проект визуального стиля самолета SuperJet 100.

«Задача спроектировать дизайн факела зимней Олимпиады в Сочи свалилась на нас как снег на голову, – говорит Владимир. – Пару лет назад оргкомитет Олимпийских игр проводил конкурс на разработку дизайна олимпийского факела. Мы подали заявку и, конечно, надеялись на попадание в финал, иначе какой смысл участия? Но надежда была осторожной. Почему? Посмотрите, кто разрабатывал дизайн факелов хотя бы двух прошлых зимних Олимпиад: Pininfarina (Турин, 2006) и Bombardier (Ванкувер, 2010). На фоне таких гигантов планетарного масштаба наша компактная российская компания смотрелась просто вызывающе, но мы все же подали заявку. А через месяц нам позвонили из оргкомитета».

Внешность и эргономика

По словам Пирожкова, в дизайне факела нет ни одной прямой, все линии витиеватые, они не западные и не восточные – они наши. Корпус выполнен из литого алюминия. Вставки из красного поликарбоната, выкрашенного изнутри ярко-желтым, создают ощущение внутреннего свечения. Цветовая гамма олицетворяет девиз нашей Олимпиады: «Лед и пламень». А идея дизайна основана на артефакте, который так стремятся получить герои русских сказок, – пере Жар-птицы.

Эргономика факела, рассказывает Владимир Пирожков, поставила немало вопросов. «В отличие от факелов летних Олимпийских игр, зимние должны быть лучше защищены от капризов непогоды. Соответственно, они более мощные и тяжелые, а это накладывает дополнительные ограничения на эргономику. К примеру, факел Ванкуверской олимпиады весит всего 1,8 кг, но в руке неудобен – болтается. А если взять туринский – за 2 кг, но идеально сбалансирован! Мы постарались перенести центр тяжести максимально близко к ручке факела и в итоге сохранили канадский вес и итальянскую эргономику».



Давайте немного отвлечемся от темы и вспомним факелы прошлых олимпиад:

Современную Церемонию зажжения олимпийского огня проводят одиннадцать женщин, изображающие жриц, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот, однако в разное время использовались и другие способы транспортировки. Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих играх) погаснет по той или иной причине. Известен как минимум один случай, когда огонь погас во время игр (Монреаль, 1976, во время ливня).

Традиция зажигания олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

Традиция была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор. Во время Олимпийских игр 1936 года, проводившихся в Берлине, впервые была проведена эстафета Олимпийского огня (по идее Йозефа Геббельса). Более 3000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин. На зимних Олимпийских играх огонь зажигался и в 1936, и в 1948 году, но эстафета впервые была проведена в 1952 году перед зимними Олимпийскими играми в Осло, причём брала начало не в Олимпии, а в Моргендале.

Итак, олимпийские факелы , давайте подробнее о некоторых их них.

Факел Олимпиады 1972 в Мюнхене (Германия)

Главной чертой дизайна Игр стали знаменитые пиктограммы спортсменов, разработанные Отлом Айхером. Газовый факел был изготовлен из нержавеющей стали и прошел тесты на выносливость в разных погодных условиях, кроме экстремальной жары. Когда на пути из Греции в Германию температура достигла 46 градусов по Цельсию, пришлось использовать специальный герметичный факел.

Факел Олимпиады 1980 в Москве (СССР)

Судьбой олимпийского факела в СССР занимался специально созданный в 1976 году отдел Управления эстафеты олимпийского огня Игр-1980. Группе специалистов предстояло решить, какими будут форма факела и его внутреннее устройство. Изначально планировалось поручить его изготовление японцам, но советским чиновникам не понравился предложенный ими факел в виде тростника. В итоге разработку перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова, причем отвели на это специалистам предприятия всего месяц. Группа инженеров во главе с Борисом Тучиным в установленный срок уложилась, установив тем самым своеобразный рекорд. Всего к Олимпиаде на заводе выпустили 6200 факелов с верхушкой и рукояткой золотого цвета. Внутри факелов помещались баллоны со сжиженным газом, а также специальные шнуры, пропитанные оливковым маслом, что придавало пламени розовый оттенок.

Факел Олимпиады 1992 в Барселоне (Испания)

Выбрать столицу летней Олимпиады-1992 предстояло в 1986 году на 91-й сессии МОК. В числе претендентов была Барселона, делегация которой использовала во время презентации интересный ход. На карте Европы горящие факелы отмечали столицы прошлых Олимпиад, а вот Иберийский полуостров тонул во тьме. Задумку испанцев оценили, и Барселона получила право провести игры. Оставалось лишь создать факел, который не был бы похож на предыдущие. Столь ответственное задание доверили индустриальному дизайнеру Андре Рикарду. Его целью, как он сам это сформулировал, было придать факелу «латинский характер». В результате Рикард создал один из самых оригинальных факелов за всю историю Олимпиад. По форме он напоминал длинный гвоздь, «шляпка» которого случила чашей для огня. Необычный факел смогли оценить жители 652 населенных пунктов, по которым прошла эстафета олимпийского огня.

Факел Олимпиады 1994 в Лиллехаммере (Норвегия)

Впервые Зимние и Летние Олимпийские игры начинают проводится поочередно через каждые два года. Этот тонкий факел прошел тесты на устойчивость при ветреной погоде. Дело в том, что на стадион Лиллехаммера его внес прыгун с трамплина, держа факел в полете на вытянутой руке. И снова, как и перед Олимпиалой в Осло, огонь был зажжен не в Греции, а в норвежском Мордегале. На этот раз эстафета огня растянулась на 12 тысяч километров. Но неожиданно греки заявили протест, призывая организаторов норвежских Игр вернуться к традиции. В результате огонь из Греции был все-таки доставлен к открытию Игр, и именно от него зажгли факел, который и доверили прыгуну с трамплина.

Факел Олимпиады 1996 в Атланте (США)

Летняя Олимпиада-1996 в Атланте проходила в год 100-летнего юбилея современных Олимпийских игр. И поэтому разработчики дизайна олимпийского факела решили отдать дать античной традиции. Над внутренним устройством работала команда специалистов из технологического университета Джорджии, а за внешний облик отвечал дизайнер Малколм Грир. Именно он придумал выполнить факел в виде связки тростника. Число алюминиевых стеблей должно было символизировать 26 летних Олимпиад, прошедших с 1896 года. Но несколько трубок расплавилось, и в итоговом варианте стеблей было 22. Также форма факела отсылала к прямым линиям классической греческой архитектуры. Факел Игр в Атланте стал самым длинным в истории всех Олимпиад и единственным с захватом посередине. Права зажечь им олимпийский огонь на церемонии открытия Игр удостоился легендарный Мохаммед Али.

Факел Олимпиады 1998 в Нагано (Япония)

Факел сделан по подобию традиционных японских факелов Таймацу, но с некоторыми современными элементами. Он был целиком из алюминия, а горел на основе пропана — и считался самым экологически чистым из всех сделанных до тех пор. Шестиугольная форма верхушки факела символизирует снежинку, а серебряный цвет — зиму. Честь внести Олимпийский огонь на стадион Нагано выпало британцу Крису Муну, потерявшему руку и ногу в Мозамбике, где обезвреживал противопехотные мины. Под шквал оваций Мун пробежал по стадиону, несмотря на то, что вместо одной из ног у него протез.

Факел Олимпиады 2000 в Сиднее (Австралия)

Когда на 101-й сессии МОК право принять Олимпиаду получил австралийский Сидней, многие задумались о том, насколько длинной получится эстафета олимпийского огня. В итоге ее протяженность составила 17 000 км. Факел с олимпийским огнем доставляли пешком, поездами, велосипедами, байдарками, паромом, самолетом, верхом на лошадях и даже под водой. Последний отрезок пути аквалангисты проплыли с факелом сквозь расщелины Большого Барьерного рифа. За четыре года до старта игр олимпийский комитет Австралии устроил тендер среди четырех десятков местных дизайн-бюро и в итоге остановил выбор на Blue Sky Design. Источниками вдохновения для проектной группы послужили здание Сиднейской оперы, Тихий океан и охотничий бумеранг. В результате факел сиднейской Олимпиады получился многослойным, причем каждый из слоев олицетворял отдельную стихию: землю, воду и огонь.

Факел Олимпиады 2002 в Солт Лейк Сити (США)

Дизайн факела в виде сосульки, сделанной из серебра и меди со стеклянным наконечником, призван проиллюстрировать девиз Олимпиады в Солт-Лейк-Сити: «Зажги огонь в себе». Язык пламени как бы пробивается сквозь лед. Наряду со спортсменами в эстафете участвовали родственники тех, кто погиб в результате трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке.

Факел Олимпиады 2004 в Афинах (Греция)

Факел афинской Олимпиады был представлен общественности за год до старта игр. Его создателем стал промышленный дизайнер Андреас Варотсос, до этого занимавшийся разработкой офисной мебели. Основными материалами, из которых был изготовлен факел, стали оливковое дерево и металл. Первое должно была символизировать древнюю историю Греции, а второй - современность. Афинский факел, форма которого напоминала скрученный лист оливы, получился весьма лаконичным и даже скромным, но это не смущало представителей олимпийского комитета Греции. Хуже оказалось то, что факел оказался технически несовершенным: его неоднократно задувало ветром в ходе эстафеты олимпийского огня, а в довершение всех бед пламя погасло прямо в храме Геры в момент торжественной передачи Олимпийского огня президенту оргкомитета афинских игр Иоанне Ангелопулу-Даскалаки.

Факел Олимпиады 2006 в Турине (Италия)

Знаменитая итальянская дизайнерская фирма Pininfarina, работающая с такими гигантами автомобилестроения, как Ferrari, Maserati, Rolls-Royce и Jaguar, решила попробовать себя и в создании олимпийской символики. По форме факел напоминает лыжу, а пробивающиеся сквозь отверстия языки пламени создают иллюзию огненного шара. Однако, несмотря на изящный дизайн, этот факел был подвергнут критике со стороны представителей различных Олимпийских комитетов за то, что оказался слишком тяжелым. Многие спортсмены чувствовали себя не слишком комфортно, неся почти двухкилограммовый факел.

Факел Олимпиады 2008 в Пекине (Китай)

Почти год команда дизайнеров и технических специалистов работала над созданием факела пекинских Олимпийских игр 2008 года. Столь ответственное задание было поручено IT-компании Lenovo - известному производителю компьютеров. Факел пекинских Игр был выполнен в виде свитка, ведь именно бумага считается одним из великих изобретений Китая. Главными цветами факела стали красный, символизирующий торжество победы, и серебристый. А оформить его верхнюю часть было решено узором из облаков, который часто встречается в живописи и элементах интерьера в Китае. Факел Олимпиады-2008 стал одним из самых технологичных и экологичных в истории и даже получил название «Облако надежды». Он был сделан из сплава алюминия и магния, а в качестве топлива в нем использовался пропан, не загрязняющий в процессе горения атмосферу и не причиняющий вреда легким спортсменов.

Факел Олимпиады 2010 в Ванкувере (Канада)

Дизайн этого факела придумали художники компании-производителя транспортных средств Bombardier и Hudson’s Bay Company. Его длина — 94,5 см, а вес — 1,6 кг. Форма факела напоминает следы лыж на снегу, а также канадский ландшафт. Боковые отверстия для горения вырезаны в форме кленового листа. На белоснежном факеле изображена эмблема Олимпийских игр в Ванкувере — Инукшук. Инукшук — это нагромождение камней в форме человечка с разведенными в стороны руками. Коренные жители региона, инуиты, устанавливали их в качестве дорожных указателей.
Десятки инженеров и дизайнеров в течении двух лет разрабатывали и тестировали далеко не простое устройство факела. Пришлось создавать специальное топливо (смесь пропана и изобутана), которое бы горело при низкой температуре. Особая конструкция воздухозаборных отверстий формирует пламя в виде развивающегося флага.

Факел Олимпиады 2012 в Лондоне (Великобритания)

Ровно за 100 дней до старта лондонской Олимпиады публике был представлен факел грядущих Игр. Его разработку доверили жителям британской столицы - дизайнерам Эдварду Барберу и Джею Осгерби. Прежде чем приступить к работе, каждый из них получил 80-страничное описание требований с изображениями всех ранее существовавших моделей олимпийских факелов. Для игр в Лондоне дизайнеры придумали факел треугольной формы, выполненный из алюминиевого сплава. Выбор материала сумел одновременно обеспечить его легкость и прочность, а три грани символизировали не только слова олимпийского девиза «Быстрее, выше, сильнее», но и третью по счету Олимпиаду в Лондоне. Кроме этого, оригинальной оказалась нанесенная на факел перфорация: 8000 круглых отверстий символизируют число факелоносцев, которые приняли участие в эстафете олимпийского огня.

А теперь вернемся к нашему факелу 2014.

Внутренний огонь

«Перо Жар-птицы» – это лишь внешняя оболочка. Горючую начинку разработали специалисты крупного российского оборонного предприятия – Красноярского машиностроительного завода, «Красмаша». Система горения состоит из трех основных частей: газового баллона, крана и горелки-испарителя.

Инженеры-ракетчики могли бы использовать чистый промышленный пропан, который отлично горит и имеет довольно низкую температуру кипения, –42°С, что немаловажно в условиях русской зимы. Однако чистый пропан имеет октановое число 100 единиц, взрывоопасен и невозможен для использования по требованиям безопасности. Поэтому была выбрана смесь пропана с бутаном в безопасном соотношении 80:20. Этой сжиженной смесью специально сконструированный под форму корпуса баллон, давление в котором составляет 12 атм, наполнен на половину своего объема.

60 г газа хватает примерно на 8–10 минут горения. Опять же из соображений безопасности забор газа производится именно из жидкой фракции (трубка-заборник опущена на дно баллона). Казалось бы, работать с газообразной фракцией удобнее – в системе поддерживается практически постоянное давление, и пламя очень стабильно.

Но если такой факел резко наклонить или перевернуть, произойдет «захлестывание» заборника жидкости и, как следствие, перебой системы горения. Тем не менее факел московских Олимпийских игр 1980 года был сделан именно так! Дело в том, что тогда факелоносцами были профессиональные спортсмены, которым было приказано

держать факел строго вертикально, и они четко соблюдали это правило. Кстати, из более чем 6000 московских факелов погасло всего 36 штук, что, по сравнению с другими олимпиадами, отличный показатель.



Ясным пламенем

При открытии игольчатого клапана газ по трубопроводу через первый жиклер (калиброванное отверстие для подачи строго определенного количества топлива) поступает в трубку испарителя, спирально намотанную на корпус горелки, где, нагреваясь, переходит в газообразное состояние. А затем через еще один жиклер газ вырывается наружу ясным пламенем.

Но не слишком ясным: смесь должна быть переобогащена горючим газом. В этом случае в пламени образуются частицы углерода (попросту говоря, сажа), которые и светятся желтым светом, делая огонь мощным и хорошо заметным. Однако важно соблюсти баланс: такое пламя менее устойчиво, чем полностью сгорающая смесь. Сама горелка может работать красиво, но корпус факела сильно ограничивает приток воздуха.

Если сделать отверстия в нижней части корпуса, факел станет напоминать паяльную лампу, расход топлива резко увеличится, а само пламя будет едва заметным – прозрачно-синего цвета. Сделаем отверстия по бокам корпуса – тоже получим почти невидимое пламя, температура горения которого при сильном боковом ветре очень высока, что приводит к риску плавления элементов корпуса. Во избежание этого инженеры «Красмаша» поместили горелку на дно специального тугоплавкого стакана, а по его периметру накрутили нихромовую нить.

При горении факела нить выполняет роль спирали для калильного зажигания – раскаляется докрасна и поджигает газовоздушную смесь, если пламя «сорвет» сильным порывом ветра.

Казалось бы, все предусмотрено, проверено, испытано. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах.



Разбор полетов

6 октября 2013 года погода стояла неплохая. Солнце часто подмигивало из-за облаков, дул слабый ветерок, всего лишь 1 м/с. И все же факел погас. Прямо под стенами Кремля, на 20-й секунде забега в руках у 17-кратного чемпиона мира по подводному плаванию Шаварша Карапетяна. Этот случай получил особый резонанс еще и потому, что «прикурил» погасший факел оказавшийся поблизости сотрудник ФСО – и не олимпийским огнем из специальной лампадки, а обычной зажигалкой.

(Кстати, это был не первый такой случай в истории: в 1976 году в Монреале мощный порыв ветра с дождем потушил даже не факел, а олимпийский огонь в чаше стадиона, а оказавшийся поблизости техник, недолго думая, поджег его обычной зажигалкой. Позднее, конечно, для соблюдения традиции огонь был потушен и вновь зажжен от «оригинала», как и в Москве). И это было только начало: за следующие два дня «прикуривать» «перо Жар-птицы» от специальной лампадки с олимпийским огнем пришлось четыре раза.

Причина была найдена довольно быстро. Для корректного процесса горения необходимо полностью открыть канал подачи газа. В противном случае несвободный канал может повлиять на устойчивость пламени. Но игла клапана имеет небольшой люфт в обжимающей ее обойме и может свободно вращаться вокруг продольной оси. Сделано это специально, чтобы не деформировать края запираемого канала.

С другой стороны, нужно, чтобы кран открывался при повороте на четверть оборота, а дальнейший поворот был ограничен упором. Делается это для обеспечения эргономичности факела. Поворачивать кран более чем на 90 градусов просто-напросто неудобно: нужно неестественно выворачивать кисть или просить кого-нибудь о помощи. В итоге оказалось, что при повороте ручки крана на четверть оборота отклонение иглы из канала недостаточно открывает его. Понятно, что в какой-то момент игла может вновь перекрыть канал! Вопрос решили полным открыванием крана. В результате число погасших факелов сразу же заметно сократилось.

Разве могли специалисты «Красмаша», мощного предприятия с безупречным продуктом, допустить просчет? Как утверждает Владимир Пирожков, это обычная часть рутинной конструкторской работы: «По условиям Международного олимпийского комитета факел должен гореть только один раз и только олимпийским огнем. То есть… каждый факел отправляется на эстафету без испытаний, прямо с конвейера.

Но для любого машиностроительного завода (и «Красмаш» не исключение) запустить с нуля серийное производство без многоуровневых квалификационных испытаний готовых изделий – это нонсенс. У любого производства в любой стране есть определенный опытный процент некондиции, он как раз и отсеивается в процессе испытаний. По результатам которых, кстати, в производственный процесс вносятся коррективы, чтобы уменьшить этот процент. А производство факелов из этой схемы полностью выбивается.

Разумеется, была партия изделий, предназначенных именно для испытаний. Эта спонтанная выборка из серии вела себя идеальным образом. Что только не делали с факелами: обдували в аэротрубе, поливали водой, морозили при –40°С, роняли в сугроб – и хоть бы что! Вот такие удачные экземпляры попались. Испытывать остальные 16 000 изделий «Красмашу» было запрещено.


На ошибках учатся

Факел олимпийского огня – главный символ любой Олимпиады. Отношение к нему всегда подчеркнуто сфокусированное. Но погасшие факелы были на всех Олимпийских играх, просто эти случаи не получили широкой огласки. Олимпийские игры 2014 года в Сочи освещаются очень широко и ярко, и поэтому может сложиться впечатление серьезных технических проблем. На самом деле никакой трагедии в погасших факелах нет. «Канадцы испытывали колоссальные проблемы с факелом Олимпийских игр в Ванкувере, – поясняет Владимир Пирожков. – Его разрабатывал, напомню, канадский промышленный гигант Bombardier.

Из произведенных 7000 экземпляров погасло 146. А при сильном ветре температура пламени ванкуверского факела повышалась до такой степени, что начинали плавиться пластмассовые элементы конструкции, и позднее прямо по ходу эстафеты разработчики привинчивали к факелу специальные огнеупорные щитки. (Первый факел начал плавиться чуть ли не прямо в руках у премьер-министра Канады Стивена Харпера, который давал старт эстафете Олимпийского огня. – «ПМ».) И это, вообще говоря, нормальная практика. За годы своего существования Международный олимпийский комитет выработал условие считать нормой ситуацию, когда число погасших факелов не превышает 5% от общего их количества.

Эстафета олимпийского огня всегда сопровождается специальной командой, которая несет в нескольких лампадках огонек, аутентичный тому, что зажигают на греческом Олимпе. От него и поджигают потухшие факелы. Наша эстафета – самая длинная в истории – более 65 000 км. В ней задействовано рекордное количество факелов. В экстремальных условиях (Северный полюс, Заполярье) факел ведет себя очень надежно. 16 000 штук изготовил «Красмаш», из них число потухших вряд ли превысит 2%. Учитывая наши суровые климатические условия, это очень неплохой результат.

Мистический рок довлеет над олимпийскими факелостроителями всех времен и народов, какими бы маститыми они ни были. Трудно усомниться в компетенции специалистов Bombardier, производителя самолетов и железнодорожного транспорта, или грозного «Красмаша». Десятками гасли и туринские факелы, хотя их разработчик и производитель, всемирно известная компания Pininfarina, умеет проектировать объекты посложнее – автомобильные кузова для Ferrari, Rolls-Royce и Jaguar. Рациональное объяснение тем не менее существует.

«Нет в природе компаний, систематически занимающихся разработкой олимпийских факелов, – констатирует Владимир Пирожков, – и мы очень гордимся сотрудничеством с оргкомитетом “Сочи-2014” и легендарным заводом “Красмаш”! – Соответственно нет накопленного и зафиксированного опыта. Каждой стране приходится начинать с нуля. И создается впечатление, что всякий раз инженерная мысль работает примерно одинаково: “Да не вопрос! Подумаешь, большую зажигалку смастерить!”.

И хотя действительно технология газовой горелки отработана до мелочей, как только ее пытаются одеть в рубашку оригинального корпуса – начинается самое интересное. Рассказ о вопросах, с которыми столкнулись наши специалисты при разработке факела, уверен, будет полезен для будущих олимпийских факелостроителей».

А вот например , а вот . Напомню вам и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Согласно древнегреческим мифам, огонь на землю был принесен со священной горы Олимп, где живут боги. Но это был вовсе не божий дар! Титан Прометей похитил огонь и подарил его людям, научив людей им пользоваться. Благодаря этому люди перестали быть беззащитными перед холодом и хищными зверями, им стало легче жить. За это Прометей по приказу верховного бога Зевса был прикован к скале, и долгие годы орел клевал его печень. Эти ужасные муки продолжались до тех пор, пока великий герой Геракл не убил орла и не освободил Прометея. Геракл же, согласно мифам, положил начало состязаниям в городе Олимпия, посвятив игры Зевсу, чтобы смягчить его гнев.

Помня о самопожертвовании Прометея, древние греки перед началом состязаний зажигали огонь. Тем самым они чтили его память. Кроме того, огонь у древних народов являлся сакральным символом: считалось, что он «очищает» человека. Поэтому церемония зажжения огня должна была избавить от дурных намерений и участников соревнований и зрителей, приезжавших в Олимпию со всех концов Эллады. Пламя огня как бы подчеркивало священный характер состязаний, посвященных верховному божеству, способствовало миру, объявляемому на время проведения игр.

Когда много веков спустя барон Пьер де Кубертен и его единомышленники возродили Олимпийские игры, в качестве одного из состязаний был избран огонь. Разумеется, в бога Зевса в XIX веке уже никто не верил, но возрожденная Олимпиада должна была способствовать миру между людьми. «Состязаться надо на стадионах, а не на поле боя!» - такой был принцип де Кубертена. И пламя Олимпийского огня напоминает об этом людям до сих пор.

Его зажигают в храме Геры на территории Олимпии от солнца с помощью специального зеркала. А потом горящий факел по эстафете атлетов доставляют в страну, где будут проходить игры. Бегуны, сменяя друг друга, приносят факел на главный стадион. И в момент появления пламени в чаше Олимпиада считается открытой.

Один из символов Олимпийских игр – огонь. Он должен гореть в специальной емкости - «чаше» - на стадионе, где проходит большая часть состязаний. А когда Олимпиада завершается, огонь гаснет, чтобы через четыре года снова вспыхнуть, но уже в другом городе. Это красивая, торжественная церемония.

Зародились Олимпийские игры в древней Греции. Мифы гласят, что долгое время люди были абсолютно беспомощны перед силами природы. Не имея огня, они не могли ни обогреть свое жилище, ни защищаться от крупных хищников, ни приготовить горячую еду. А огонь был на священной горе Олимп, где жили боги во главе с верховным богом – Зевсом. Но небожители вовсе не собирались делиться этим даром с жалкими смертными. И вот однажды титан Прометей, желая помочь людям, похитил огонь и принес его на землю. Разгневанный Зевс подверг Прометея ужасному наказанию: титана приковали к скале в дальних горах, где каждое утро прилетавший орел клевал его печень. Лишь через много лет Прометей был освобожден.

Благодарные греки сохранили в памяти подвиг титана. Огонь стал для них неким одухотворенным символом. Он напоминал людям о благородстве и мучениях Прометея. Таким образом, зажигая огонь перед началом каких-либо важных мероприятий, они преклонялись перед его памятью. Кроме того огню приписывались волшебные свойства очищения. Поэтому, зажигая его, устроители спортивных состязаний, особенно таких важных, как Олимпийские игры, преследовали двойную цель. Во-первых, они отдавали дань памяти Прометея, во-вторых, надеялись, что все участники и зрители «очистятся» от дурных мыслей, намерений, и состязания не будут омрачены ни ссорами, ни враждой.

Когда благодаря барону Пьеру де Кубертену и его сподвижникам Олимпийские игры возродились, вместе с ними возродилась и традиция зажжения огня. Впервые он вспыхнул на Олимпиаде в Амстердаме в 1928 году, а в ходе Берлинской Олимпиады в 1936 году горящий факел был доставлен на стадион с помощью эстафетного бега. С тех пор именно таким образом Олимпийский огонь прибывает на стадион, где должна загореться чаша. Принять участие в такой эстафете считается почетом, а уж оказаться на самом последнем этапе, то есть собственноручно зажечь огонь с помощью факела – большая честь, которой удостаиваются лишь самые заслуженные спортсмены.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама